МОСКВА, 17 мая — РАПСИ, Никита Ширяев. Верховный суд (ВС) РФ смягчил приговор в отношении Азамата Ишбаева, планировавшего взорвать автобус с пассажирами в Уфе, при этом сохранив ему 16-летний срок заключения, передаёт корреспондент РАПСИ из зала суда.

"Исключить из приговора Приволжского окружного военного суда назначение Ишбаеву дополнительного наказания в виде ограничения свободы на срок 1 год и штрафа в размере 200 тысяч рублей, в остальном оставить приговор без изменения", — постановил председательствующий судья.

ВС также смягчил наказание двум другим фигурантам дела, отменив штраф в 200 тысяч рублей для Исмы Шариповой и снизив на 50 тысяч рублей размер штрафа Зокиржону Парпиеву.

В соответствии с приговором суда первой инстанции Ишбаев был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 30, частью 2 статьи 205 УК РФ (приготовление к теракту), частью 2 статьи 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации), частью 3 статьи 222.1 (незаконный оборот взрывчатых веществ), частью 3 статьи 223.1 УК РФ (незаконное изготовление взрывных устройств). Ему было назначено наказание в виде 16 лет лишения свободы в колонии строгого режима, штрафа в размере 500 тысяч рублей, а также ограничения свободы на срок 1 год и 10 месяцев.

Парпиев был осужден к 13 годам колонии строгого режима, Шарипова — к 10 годам колонии общего режима. Им также был назначен штраф в размере 300 и 200 тысяч рублей соответственно.

Доводы защиты

В апелляционных жалобах адвокаты осужденных указали, что при вынесении приговора судом первой инстанции не были приняты во внимания показания свидетелей, допрошенных по ходатайству стороны защиты, в то же время суд учел показания Парпиева, данные им под давлением сотрудников следственных органов и от которых он впоследствии отказался.

Адвокат Ишбаева Сергей Снурников отметил, что при назначении наказания суд не принял во внимание плохое состояние здоровья его подзащитного, а также наличие у него на иждивении пятерых малолетних детей. Ишбаев также просил суд учесть наличие у него тяжелого заболевания — эпилепсии. "У меня есть справка, в которой сказано, что я должен проходить обследование у врача. В колонии мне не смогут предоставить квалифицированную медицинскую помощь", — сказал осужденный.

По его словам, все обвинение было построено на одних предположениях, а в момент совершения предполагаемого преступления он проживал в другом городе. "Однако суд отказался заслушать в заседании свидетелей, которые могли бы подтвердить мое алиби", — уточнил Ишбаев.

Адвокат Валерий Нурисламов заявил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на принадлежность осужденных к террористической организации. "Если они действительно были членами террористической группы, то между ними должно было осуществляться какое-либо взаимодействие через Интернет или посредством сотовой связи, переписок. Однако, ни в материалах следствия, ни в приговоре суда нет доказательств, подтверждающих это", — подчеркнул защитник.

Позиция обвинения

Государственный обвинитель не нашел оснований для удовлетворения апелляционных жалоб. "Совокупность доказательств, исследованных судом первой инстанции, позволяет сделать вывод о виновности подсудимых. Считаем, что действия всех трех осужденных квалифицированы правильно, а наказания, назначенные им, справедливые. Просим приговор Приволжского окружного военного суда оставить без изменения", — заявил прокурор.

Судом и следствием установлено, что Ишбаев и Шарипова в период с 13 февраля 2015 года по 13 апреля 2015 года принимали участие в деятельности запрещенной в РФ организации Исламское государство (ИГ). Фигуранты дела планировали совершение террористического акта в целях оказания воздействия на деятельность органов государственной власти. При обысках, проведенных в местах проживания Парпиева и Ишбаева, были обнаружены и изъяты автомат, боеприпасы, а также компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства.