МОСКВА, 14 фев — РАПСИ, Никита Ширяев. Собственники прилегающих к лесу земельных участков должны обеспечивать их очистку от сухой травы и других горючих материалов в период со дня схода снежного покрова и до установления устойчивой дождливой осенней погоды, говорится в решении Верховного суда (ВС) РФ.

В среду ВС отказал в удовлетворении административного искового заявления ООО "Преферент" о признании недействующим пункта 72.3 Правил противопожарного режима в РФ и пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также физические и юридические лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, в период со дня схода снежного покрова обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса.

Позиция истца

Представляющий интересы административного истца Денис Козырев в судебном заседании сообщил, что ООО "Преферент" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) и на организацию был наложен штраф. "Основанием для привлечения к ответственности явилось неисполнение предписания комитета лесного хозяйства по Московской области об уборке прилегающей к лесу территории земельных участков, принадлежащих ООО "Преферент", — пояснил представитель истца.

По его словам, очистить земельные участки не представлялось возможным, поскольку снежный покров сошел только частично и состояние почвы было непригодным для производства уборочных работ. "Несмотря на то, что снег в некоторых местах оставался лежать, комитет лесного хозяйства произвольно решил, что сход снежного покрова состоялся", — добавил Козырев.

Представитель ООО "Преферент" подчеркнул, что отсутствие снега не означает установление пожароопасного сезона, под которым законодатель понимает период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды. Он также отметил, что в законодательстве не установлено, по каким признакам определяется дата схода снежного покрова.

"Считаем, что оспариваемые пункты правил не отвечают критериям определенности и ясности законодательного регулирования, поскольку невозможно посредством нормативного акта установить дату схода снежного покрова сразу на всей территории субъекта, так как в разных местностях одного и того же региона снег может сходить в разное время", — заключил Козырев.

Позиция ответчика

Иван Сорокин, представляющий интересы административного ответчика в лице Минприроды РФ, против удовлетворения заявленных требований возражал. Он указал, что оспариваемые правила были приняты в соответствии с действующим законодательством и во исполнение статьи 53.1 Лесного кодекса РФ (предупреждение лесных пожаров).

Представитель Минприроды сообщил, что дата начала пожароопасного периода устанавливается нормативным актом органа государственной власти субъекта РФ. "Приказом комитета лесного хозяйства пожароопасный сезон на территории Московской области в 2017 году начался 10 апреля", — заявил Сорокин. Он также уточнил, что санкции к истцу за неисполнение предписания лесхоза были применены 28 апреля, то есть по истечении 18 дней после начала пожароопасного сезона в регионе.

Представитель ответчика пояснил, что дата схода снежного покрова не означает одновременно начало пожароопасного сезона, однако последний может быть установлен только в период отсутствия снега. "Контроль за исполнением требований оспариваемых актов осуществляется только в период пожароопасного сезона", — отметил в заключении Сорокин.