САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 янв - РАПСИ, Михаил Телехов. Закон не предполагает возможность расторжения контракта по инициативе руководителя органа внутренних дел с сотрудником, если это одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Такое решение было принято после проверки конституционности положений статей 36 и 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой матери-одиночки Надежды Кургаевой, уволенной из органов внутренних дел с должности начальника отдела управления организации охраны общественного порядка (УОООП) и взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления Главного управления МВД (ГУ МВД) России по Республике Башкортостан. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Как следует из материалов дела, после сокращения замещаемой ею должности Кургаева была зачислена в распоряжение ГУ МВД. От предлагавшихся ей вакантных должностей в территориальных и структурных подразделениях ведомства она отказалась, в связи с чем  была уволена со службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 3 статьи 82 вышеупомянутого федерального закона (в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность), при том, что ей не были предложены нижестоящие вакантные должности в ранее возглавляемом ею отделе.

Считая свое увольнение незаконным, Кургаева обратилась в Ленинский районный суд города Уфы с иском к ГУ МВД, требуя отмены приказов о сокращении ее должности и увольнении, восстановления на службе, выплаты денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и так далее. В обоснование своих требований истица, в частности, указывала на то, что является одинокой матерью, самостоятельно воспитывающей малолетнего ребенка – дочь 2007 года рождения, а следовательно, на нее распространяется гарантия, установленная частью 4 статьи 261 Трудового кодекса (ТК) РФ для одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, увольнение которых по инициативе работодателя не допускается. Суд частично удовлетворил её требования - приказ об увольнении Кургаевой был признан незаконным и отменен, она была восстановлена на службе, также в ее пользу взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда. Но апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан решение первой инстанции было отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении требований Кургаевой было отказано. Тогда женщина пожаловалась в КС, указав, что тем самым нормы закона препятствуют предоставлению одиноким матерям гарантий, предусмотренных ТК РФ, и позволяют руководителям увольнять сотрудников произвольно.

В своем решении КС напомнил, что прохождение службы определенного вида не может служить оправданием для отмены в отношении одиноких матерей гарантий защиты от увольнения по сокращению штатов. Поскольку увольнение в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность может производиться в тех случаях, когда законом не предусмотрено специальное основание увольнения, и оно «осуществляется по объективным причинам или по воле увольняемого сотрудника», это основание увольнения обосновано не включено в перечень оснований увольнения по инициативе руководителя.

«Закон не предполагает возможность применения предусмотренного им основания расторжения контракта по инициативе (по выбору) руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в отношении сотрудника органов внутренних дел – одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, и тем самым – лишения ее гарантий, предоставляемых при увольнении со службы в целях защиты материнства и детства, в случае, когда при сокращении замещаемой ею должности в процессе осуществления организационно-штатных мероприятий она отказывается от перевода на иную вакантную должность», - сказано в постановлении КС.
Решения по делу Кургаевой КС постановил пересмотреть.