МОСКВА, 17 окт — РАПСИ. Конституционный суд (КС) РФ учел доводы Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой при рассмотрении жалобы на порядок пересмотра гражданских дел по новым обстоятельствам, сообщается на официальном сайте омбудсмена РФ.

Во вторник КС провозгласил постановление по делу о проверке пункта 5 части 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса (ГКП) РФ. Ряд заявителей поставили под сомнение конституционность указанной нормы, согласно положениям которой новым обстоятельством для пересмотра гражданского дела является определение или изменение практики применения правовой нормы в постановлении Верховного суда (ВС) РФ, принятом по итогам рассмотрения дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума ВС.

Обратившиеся в КС граждане ранее выиграли споры с Фондом социального страхования по делам о доначислении выплат в счет возмещения вреда здоровью. Спустя несколько лет решения были отменены со ссылкой на определение ВС, в котором был закреплен иной подход к толкованию права, применимого к определению порядка страховых выплат. По мнению заявителей, пункт 5 части 4 статьи 392 ГПК РФ в силу своей неопределённости разрешил признавать толкование закона, изложенное в определениях судебных коллегий ВС, новым обстоятельством для пересмотра вступивших в законную силу решений.

В ходе разбирательства в КС была озвучена позиция уполномоченного, согласно которой норма статьи 392 ГПК РФ не допускает расширительного толкования. Использование нового определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС для пересмотра состоявшихся решений служит неоправданным отступлением от принципа правовой определенности и нарушает конституционное право граждан на судебную защиту и доступ к правосудию, заключила Москалькова.

Согласно постановлению КС по делу, пересмотр вступивших в силу решений судов на основании определений судебных коллегий ВС не допускается. КС признал, что при рассмотрении дел заявителей в судах общей юрисдикции был неправильно применен пункт 5 части 4 статьи 392 ГПК РФ. Во-первых, указанная норма по своему содержанию и смыслу не относит определения судебных коллегий ВС к актам, в которых может быть закреплено новое толкование закона, являющееся обстоятельством для пересмотра вступившего в законную силу решения. Во-вторых, суды общей юрисдикции нарушили принцип, согласно которому не допускается придание обратной силы толкованию норм, ухудшающему положение слабой стороны в публичном правоотношении.

Конституционно-правовой смысл нормы ГПК, изложенный в постановлении КС, является общеобязательным, в том числе для судов, разрешающих конкретные дела, в связи с чем решения по делам заявителей подлежат пересмотру.