С.-ПЕТЕРБУРГ, 19 янв - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд РФ счел невозможным исполнение постановления Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России" о выплате бывшим акционерам ЮКОСа 1,9 миллиарда евро, не исключив при этом меры защиты акционеров, пострадавших от неправомерным действий менеджмента компании, передаёт корреспондент РАПСИ из зала суда.

Права акционеров

Как следует из материалов дела, в июле 2014 года в рамках дела "ОАО Нефтяная компания "ЮКОС" против России" ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию в возмещение материального ущерба в 1,9 миллиарда евро акционерам компании-заявителя по состоянию на момент ее ликвидации и, в зависимости от ситуации, их преемникам и наследникам.

ЕСПЧ на основании своего постановления пришел к выводу, что компания-заявитель понесла материальный ущерб в результате нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод - вследствие ретроспективного взыскания штрафов за налоговые правонарушения за 2000 и 2001 годы (1,3 миллиарда евро), 7% исполнительского сбора на эти штрафы (0,5 миллиарда евро). При этом ЕСПЧ отмечает непропорциональный характер исполнительных производств.

Министерство юстиции РФ как государственный орган, на который возложена обязанность по исполнению постановления ЕСПЧ от 31 июля 2014 года, пришло к выводу о невозможности его реализации, поскольку оно основано на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней в истолковании ЕСПЧ, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ.

Право Минюста

По мнению Минюста, постановление ЕСПЧ в части выплаты компенсации акционерам ликвидированной в ноябре 2007 года компании приводит к нарушению положений статей 6 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3), 46 (часть 3), 55 и 57 Конституции РФ в свете правовых позиций КС, конституционного принципа справедливости и равенства.

"В данном случае компенсация присуждена неопределенному кругу лиц, в отношении которых не было установлено каких-либо нарушений Конвенции и которые не являлись стороной судебного процесса в ЕСПЧ", - пояснял в своём запросе Минюст.

КС РФ в своём решении подчеркнул, что постановление ЕСПЧ не отменяет для российской правовой системы приоритет Конституции РФ. КС РФ также отметил, что деятельность компании ЮКОС, как злостного неплательщика налогов, с учётом занимаемого ей места в экономике страны, имела праворазрешающий эффект. "Компания, используя изощренные схемы ухода от налогов, и после ликвидации оставила непогашенную задолженность в размере 227 миллиардов рублей", - гласит постановление.

Согласно постановлению КС РФ, уклонение от уплаты налогов в таком беспрецедентном масштабе, непосредственно угрожало принципам правового демократического социального государства, что обязывало власти действовать в исполнительном производстве как можно более эффективно, чтобы преодолеть противодействие недобросовестных налогоплательщиков.

КС не согласился с ЕСПЧ и Минюстом

Исходя из этого, КС РФ и посчитал невозможным исполнение постановления ЕСПЧ, однако признал, что российское государство на основе доброй воли вправе произвести выплаты бывшим акционерам ЮКОСа, пострадавшим от неправомерных действий её менеджмента, за счёт вновь выявляемого имущества компании.

"Я не говорю, что такое имущество существует, но если оно есть - счета какие-нибудь выйдут из-под ареста или еще что-нибудь - государство может проявить добрую волю. Хотя ни один акционер не имеет права требовать от государства себе "дайте!". Акционерные общества устроены так, что все решается на уровне руководства, и если что происходит не так, акционеры должны провести собрание и решить проблему. И государство не может вмешиваться. Это свобода предпринимательства", - пояснил позицию Основного суда председатель КС РФ Валерий Зорькин.

Он также отметил, что в данном случае КС не стал разбирать ни один процессуальный аспект, на который в своём решении и заявлении опиралось Министерство юстиции РФ. "То есть мы не согласились с Минюстом, а приняли решение, опираясь на Основной закон, который, как оказалось, в данном аспекте расходится с Конвенцией о правах человека. И хочу сказать, что это - первое решение в истории КС РФ, в котором КС не согласился со Страсбургом", - подчеркнул Зорькин.