МОСКВА, 17 авг — РАПСИ, Олег Сивожелезов. Верховный суд (ВС) РФ признал незаконным бездействие Главного следственного управления Следственного комитета (ГСУ СК) РФ по республике Крым, выразившегося в недопуске представителей прокуратуры региона в места хранения вещественных доказательств, передает в среду корреспондент РАПСИ из зала суда.

Коллегия по административным делам ВС РФ удовлетворила кассационное представление Генеральной прокуратуры (ГП) на постановление Президиума ВС республики Крым от 5 ноября 2015 года. Согласно отмененному сегодня постановлению ВС Крыма, ранее был признан законным недопуск сотрудников прокуратуры в помещения, где хранятся вещественные доказательства по уголовным делам, а также иное изъятое в ходе производства по делу имущество, со стороны ГСУ СК РФ по региону.

Как следует из материалов дела, на основании задания ГП сотрудники надзорного ведомства в Крыму в октябре и ноябре 2014 года направляли официальные обращения в местный СК с требованием обеспечить доступ в помещения с вещественными доказательствами для проверки соблюдения требований законодательства в данной сфере.

Свой отказ представители СК мотивировали тем, что прокуратура в своих письмах ссылалась на статьи 81–82 Уголовно-процессуального кодекса РФ о вещественных доказательствах и их хранении.

Таким образом, по мнению СК речь должна была идти о прокурорском надзоре за процессуальной деятельностью следствия.

"Считаем, что УПК РФ не предусматривает наличия у прокуратуры полномочий требовать доступ в помещения, где хранятся вещественные доказательства, в рамках надзора за процессуальной деятельностью следствия", — объяснял действия ГСУ СК по Крыму представитель ведомства, добавив, что прокурор мог лишь требовать выдачи материалов уголовного дела.

В том, что касается, полномочий прокуратуры в рамках осуществления общего надзора, не связанного с процессуальной деятельностью правоохранительных органов, то СК дал суду следующие пояснения.

"Общий надзор вне уголовно-процессуальной сферы предусматривает наличие поступившего в прокуратуру сообщения о фактах возможного нарушения закона или иного обоснования. Однако запрос прокуратуры Крыма не был достаточно мотивированным, в нем содержались ссылки на статьи УПК", — изложил свою позицию представитель СК, добавив, что не оспаривает полномочий прокуратуры, но считает некорректной формулировку спорных запросов надзорного ведомства.

Представитель ГП возражал против доводов следственного органа.

"Безобразия в деле хранения вещественных доказательств были и до образования Следственного комитета, и выявляются в настоящее время", — отметил представитель надзорного ведомства говоря о необходимости проведения мероприятий в упомянутой сфере.

Прокурор также обратил внимание на приказ Генпрокурора от 2012 года о надзоре за деятельностью СК вне конкретных уголовных дел и недавно принятое постановление Правительства РФ "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам", за соблюдением требований которого необходимо осуществлять надзор.

Как было отмечено на заседании, СК РФ входит в систему органов исполнительной власти и для него не должно быть исключений в виде ограничения доступа сотрудников прокуратуры в помещения ведомства для осуществления надзора в соответствии с законом "О прокуратуре" и иными нормативно-правовыми актами.