САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный Суд (КС) РФ рассмотрел в четверг в открытом заседании дело о проверке соответствия Основному закону ряда нормативных актов Российской Федерации о системе «Платон», сообщили РАПСИ в суде.

"Платон" повышает инфляцию

Как следует из материалов дела, с 15 ноября 2015 года за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн взимается специальная плата, призванная частично возместить наносимый ими ущерб дорогам.

Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать машины в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность. Все собранные средства передаются оператором системы в доход федерального бюджета и поступают в Федеральный дорожный фонд.

Заявители полагают, что данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. По своей сути она является налогом и соответственно, по их мнению, должна была устанавливаться федеральным законом.

Один из заявителей, депутат Госдумы Юрий Синельщиков сообщил суду, что размер платы зачастую не учитывает финансовое состояние грузоперевозчиков и для многих частных предпринимателей является серьезным бременем.

"Кроме того, взимание платы с большегрузов в конечном итоге сказывается на цене потребительских товаров, дополнительно раскручивая инфляцию. Например, в 2017 году "Платон" внесет в копилку инфляции дополнительные 1,5%", - сказал Синельщиков.

Представители органов государственной власти, принявших и подписавших оспариваемые нормативные акты, возражали заявителям, объясняя буквально на пальцах, что те, кто больше всех портит дороги, должен за это и платить.

Движение в правильном направлении

Представитель Госдумы в КС РФ Дмитрий Вяткин сообщил, что перевозка сверхтяжелых грузов, кроме порчи дорожного полотна, влечет дополнительные затраты на организацию дорожного движения и на надзор за техническим состоянием путей следования груза.

"И расходы на это должны возмещаться не за счет всех пользователей автомобильных дорог, которые платят транспортный налог, а за счет платежей заинтересованных лиц, ради которых обеспечиваются особые условия транспортировки грузов. Поэтому правительство РФ и ввело плату за провоз тяжеловесных грузов", - сообщил Вяткин.

По словам представителя правительства РФ Михаила Барщевского, тут нужен аналитический подход. "Абсолютная справедливость недостижима. Но если мы посмотрим на ситуацию до и после "Платона", то увидим, что это движение в правильном направлении. Да, возможно, в законодательстве что-то нужно изменить и поправить. Но нормы, регламентирующие систему "Платон" конституционны", - заявил Барщевский.

Также, по его словам, есть еще один аспект, на который нужно обратить внимание - это то, что плата возлагается на грузоотправителя. "Плата взимается только за провоз груза по автомобильным дорогам. Но грузоотправитель может выбрать другие способы отправки груза, например, по железной дороге", пояснил Барщевский.

Решение по системе "Платон"  КС РФ огласит в течение месяца.