27 декабря 1943 года была образована самостоятельная Астраханская область в составе РСФСР. В связи с этим, согласно приказу Наркомата юстиции РСФСР от 11 января 1944 года организуется Астраханский областной суд, состав которого включал в себя Президиум и Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам. Председателем Астраханского областного суда утверждается Федор Андреевич Романов.
В его компетенцию входило: рассмотрение особо сложных уголовных и гражданских дел по первой инстанции; рассмотрение уголовных и гражданских дел в кассационном порядке; пересмотр вступивших в законную силу приговоров и судебных решений в порядке судебного надзора; обобщение судебной практики и организационное, методическое руководство судебной деятельностью в области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей" от 14 августа 1954 года пересмотр дел в порядке судебного надзора был возложен и на Астраханский областной суд. Эта реорганизация значительно повысила роль областного суда в осуществлении судебного надзора и дала реальную возможность для быстрого исправления судебных ошибок, сделанных нижестоящими судами области.
После XX съезда КПСС (1956 год) сложилась благоприятная ситуация для перестройки органов юстиции, суда и прокуратуры. 12 февраля 1956 года повсеместно отменяются транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном Суде СССР.
Верховный Суд СССР оставался высшим судебным органом страны, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Вместе с тем значительно расширялись права судебных органов союзных республик.
Были изменены принципы деятельности низовых судов, в том числе и в Астраханской области: система участковых судов, существовавшая ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. В связи с этим, количество судов, особенно в городе, сократилось. Срок полномочий народных судей увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались на два года. Количество судей и заседателей устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.
С упразднением в 1956 году Министерства юстиции СССР низовыми судами Астраханской области стало управлять Министерство юстиции РСФСР, причем через свой местный орган – управление юстиции Астраханского облисполкома. В августе 1963 года управление юстиции упраздняется, а его функции передаются Астраханскому областному суду, сосредоточившему руководство деятельностью местных судов, ведение их финансирования, контроль за их деятельностью. В связи с образованием в 1970 году союзно-республиканских министерств юстиции в области создаются отделы юстиции областного и городских Советов, в числе прочего они осуществляли организационное руководство судами, содействие повышению уровню их деятельности, на них возлагались функции по руководству адвокатурой, подготовки кадров судебных органов.
30 ноября 1979 года был принят новый Закон СССР "О Верховном Суде СССР", который устанавливал, что Верховный Суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Народные суды являлись низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно они рассматривали как первая инстанция большинство гражданских и уголовным дел.
В Астраханской области они действовали во всех сельских и городских районах. При народных судах состоят судебные исполнители, назначаемые председателем народного суда. Они исполняли решения суда, приговоры. Астраханский областной суд возглавлял судебную систему области.
Надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах осуществляла Прокуратура Астраханской области.
16 июля 1993 года в России был введён суд присяжных. В соответствующем законе были решены практически все вопросы, связанные с разбирательством уголовных дел с участием присяжных заседателей. Это изменение законодательства отчасти реставрировало тот суд присяжных, который был введён ещё в ходе реформы 1864 года.
17 декабря 1998 года в России был введён институт мировых судей, оперативно рассматривающих в первой инстанции: дела об административных правонарушениях; уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; гражданские дела различной категории, в том числе по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных на момент подачи заявления.
В Астраханской области с июня 2001 года начали осуществлять свою деятельность мировые судьи в пределах 46 судебных участков мировых судей.
С 2003 года Астраханский областной суд получил возможность осуществлять правосудие по принципиально новым правилам судопроизводства – судом с участием присяжных заседателей.
В настоящее время Астраханский областной суд в системе общих судов занимает положение среднего звена. Он является непосредственно вышестоящим для районных судов области и нижестоящим по отношении к Верховному Суду Российской Федерации, имеет широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции, активно участвует в проверке законности решений, вынесенных районными судами и мировыми судьями области.
Качественное рассмотрение дел в кассационном порядке имеет большое значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.
Рассматривая жалобы и представления (протесты) на приговоры, решения и определения районных судов, не вступившие в законную силу, областной суд путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости районных судей и мировых судей при разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и эффективности правосудия.
Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовному или гражданскому делу, имеет значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы судов.
В качестве надзорной инстанции областной суд проверяет законность и обоснованность приговоров решений районных судов и мировых судей области, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах области. Непосредственное её выполнение возложено на президиум соответствующего суда.
Количественный состав Астраханского областного суда определяется исходя из объема и характера судебной работы, размеров территории Астраханской области, количества проживающего населения, его национального состава и занятости, количества районов судов, судебных участков мировых судей, объема их работы.