Нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ подлежат официальному опубликованию в журнале «Законность» за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также документов для служебного пользования, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. 


Суть дела 

С административным иском в ВС обратилась проходившая службу в органах прокуратуры Ирина Орловская. Она просила признать не действующим Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации, утверждённый приказом Генпрокуратуры от 17 марта 2010 года. 

По мнению заявительницы, оспариваемый акт не был опубликован в установленном порядке в журнале «Законность», в связи с чем не подлежит применению. 

В обоснование своих требований Орловская указывает, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 

Ошибочное толкование 

Кодекс этики был утвержден в целях укрепления авторитета прокурорских работников, доверия граждан к государству и обеспечения единой нравственно-нормативной основы поведения прокурорских работников, отмечает высшая инстанция. 

ВС напоминает, что на дату его принятия действовал приказ Генпрокурора РФ от 20 марта 2002 года №10 «О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер», согласно которому документы, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, публикуются в журнале «Законность». 

При этом в соответствии с пунктом 1 приказа Генпрокуратуры России от 3 апреля 2018 года № 189 «О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации» нормативные акты Генпрокуратуры, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также документов для служебного пользования, подлежат официальному опубликованию в журнале «Законность». 

«В Кодексе этики сформулированы нормы служебного взаимодействия прокурорских работников, правила их поведения во внеслужебной деятельности. Оспариваемый акт является корпоративным нормативным актом, распространяющим свое действие исключительно на прокурорских работников и затрагивающим только их права и обязанности», — уточняет Верховный суд. 

Исследовав материалы дела, высшая инстанция установила, что оспариваемый Кодекс этики был опубликован в журнале «Законность» в порядке, предусмотренном вышеназванными приказами. 

«Доводы административного истца о нарушении административным ответчиком порядка принятия оспариваемого акта основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и направлены на оспаривание приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности», — подчеркивает ВС.