На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. Одной из главных его тем стал анонс улучшений как делового климата в стране, так и отношений России с миром. Почти одновременно с этим президентские тезисы обрели новую актуальность в рамках трех уголовных дел, которые сплетаются в единый клубок принципиально важной для страны проблемы.

Россия будет строить собственное будущее, исходя из своих национальных интересов, решать внутренние проблемы и улучшать качество жизни своих граждан, заявил в ходе ежегодного послания Федеральному собранию президент Владимир Путин. 

Также он заявил о необходимости «обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции», продолжать последовательную борьбу с коррупцией на всех этажах власти и в крупном бизнесе. После послания Путина стало очевидно, что даже международным корпорациям, которые привыкли решать свои задачи в России через коррумпированных чиновников, придется срочно менять стратегию либо готовиться к уходу из нашей страны.

Наглядной иллюстрацией этого тезиса стало решение Арбитражного суда Московской области удовлетворить исковое заявление акционеров ЗАО «Совхоз имени Ленина» к кандидату в президенты РФ Павлу Грудинину. Суд постановил вернуть в собственность Совхоза два земельных участка стоимостью 1,1 миллиарда рублей. 

Речь идет о двух земельных участках (172 200 кв. м и 12 590 кв. м), которые в 2008 году были внесены ЗАО «Совхоз имени Ленина» в уставный капитал ООО «ТТ Девелопмент». В 2015 году первый из них был разделен еще на 2 участка (90 000 кв. м и 82 196 кв. м). 

Какое все это имеет отношение к президентским тезисам? Дело в том, что больший из этих участков ООО продало представителям международной корпорации под строительство торгового центра ООО «ИКЕА МОС (ТОРГОВЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ)» за 1,6 миллиарда рублей.

Таким образом, российские граждане оказались ограблены, а зарубежные бизнесмены получили за их счёт блага. Многочисленные прямые и косвенные детали этой истории показывают, что такое вопиющее нарушение прав россиян и национальных интересов (проданная земля находится на стратегически важном для развития региона участке пересечения МКАД и крупного Каширского шоссе) было бы невозможно без коррумпированных проявлений. 

Если бы ЗАО «Совхоз имени Ленина» реализовало земельные участки напрямую, от своего имени, все акционеры могли бы рассчитывать на существенный доход. Излишне пояснять, насколько это улучшило бы качество жизни россиян, которое Путин назвал важнейшей задачей, причем не только непосредственно акционеров, но и всего населенного пункта в результате развития инфраструктуры от этих доходов.

Возникает вопрос, на что могли быть направлены сэкономленные на простых акционерах деньги (в частности, 500 миллионов рублей чистой прибыли, которые получили посредники после дробления участков и продажи одного из них). Ведь такая схема выглядит слишком рискованно, чтобы проворачивать ее ради простого обогащения.

Для ответа на этот вопрос рассмотрим вторую историю, произошедшую несколькими днями ранее. Решение против Грудинина суд вынес 2 марта, а 28 февраля в Москве, как утверждает ряд СМИ, совершил побег из-под домашнего ареста и скрылся учредитель и управляющий столичным адвокатским бюро «Адвокаты и бизнес» Сергей Ковбасюк.

42-летний юрист обвиняется по части 5 статьи 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере; предусматривает, в частности, наказание в виде заключения на срок от 8 до 15 лет). Несколько СМИ со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщали, что Ковбасюк предложил 600 тысяч евро бывшему сотруднику ФСБ за содействие в возбуждении уголовного дела в интересах торговой сети ИКЕА.

Не будем гадать, какие именно интересы мог бы защищать Ковбасюк. Заметим только, что решение Арбитражного суда Московской области автоматически отменяет договор о выгодной для ИКЕА продаже земельного участка рядом с МКАД. В этом случае корпорация понесет ущерб в десятки и сотни раз больший, чем предполагаемый размер взятки, попытка дачи которой вменяется Ковбасюку. 

Ковбасюк и его компания «Адвокаты и бизнес» уже около десяти лет обслуживает интересы компании ИКЕА. Самый интересный эпизод этого сотрудничества обнародовали журналисты шведской газеты Expressen. К ним попал документ из ИКЕА, которым предписывалось для завоевания рынка собирать досье на российских юристов и чиновников.

Некоторые из пунктов этого документа, по данным шведских СМИ, гласят: «Осторожно изучить, воспользовавшись источниками в полиции и спецслужбах, возможности шантажа оппонентов»; «Наладить контакты ИКЕА с российской службой безопасности и федеральной полицией».

Эта деталь возвращает нас к посланию Путина. Пожалуй, этот пример недвусмысленно проясняет, как следует понимать фразу о строительстве Россией собственного будущего, исходя из своих национальных интересов. И как решению этой задачи может способствовать создание более прозрачных правил конкуренции в бизнесе для исправления внутренних проблем.

По словам источников, международная корпорация выбрала именно это адвокатское бюро, исходя из сферы направленности их работы на решение «специальных ситуаций» (раньше для такого рода деятелей использовался термин «решала»). В экспертных кругах методы работы конторы «Адвокаты и бизнес» объясняют связями Ковбасюка в спецслужбах, выстроенными коррупционными каналами, которые позволяют воздействовать на решения самых разных институтов. 

«Коммерсантъ» опросил тех, кто сталкивался в судах с этой конторой. Источники рассказывают о неожиданных и неоправданных решениях, которые выносятся благодаря содействию этой фирмы. По словам экспертов, речь идет не только о взятках, но и о шантаже.

По информации шведских изданий, в 2009 году ИКЕА уже попыталась дать взятку в 350 тысяч евро московскому судье, который рассматривал дело компании. Симптоматично, что именно в том году фактически началась тяжба ИКЕА со своим главным оппонентом в России — Константином Пономаревым, который почти десять лет оспаривал в судах мошеннические схемы работы компании с российскими партнерами и клиентами. 

Это хронологическое совпадение наводит на мысль о принятой в какой-то момент стратегии работы компании в России и отношении к законам и национальным интересам нашей страны и граждан. Нынешнее решение Арбитражного суда Московской области можно расценивать как первый шаг на пути решения проблемы сомнительной лояльности в отношении зарубежных «инвесторов».

Окончательно утвердить позицию российских судов по этому вопросу, который можно считать наказом президентского послания, способно решение по третьему элементу заявленного нами в начале материала паззла — делу Пономарева.

5 марта Басманный суд Москвы продлил до 6 июня срок содержания под стражей в отношении бизнесмена. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 (мошенничество), 199 (уклонение от уплаты налогов), 306 (заведомо ложный донос), 307 (заведомо ложные показание, заключение эксперта) и 309 УК РФ (подкуп или принуждение к даче показаний).

Между тем, Владимир Путин в начале августа прошлого года указывал на необходимость смягчать меру пресечения предпринимателям. Такой же позиции уже несколько лет придерживается Верховный суд РФ и бизнес омбудсмен Борис Титов.

«Мы очень рады, что президент четко и ясно заявил о пагубности нынешней практики затягивания содержания предпринимателей в СИЗО. Заключение бизнесменов под стражу слишком часто используется силовиками как средство давления, в том числе и в собственных корыстных интересах», — прокомментировал полгода назад нынешний кандидат в президенты РФ Титов позицию действующего главы государства.

Можно было бы попробовать объяснить такую странную позицию суда, которая вступает в противоречие с мнением президента, Верховного суда и бизнес-омбудсмена (не говоря уже о здравом смысле) методами воздействия, применявшимися Ковбасюком, и возможностями влияния, которые у него, возможно, остались (косвенным свидетельством чему может являться удивительная история его побега из-под домашнего ареста, куда, в отличие от Пономарева, адвоката отправил суд, несмотря на кипрское гражданство Ковбасюка).

Но мы придерживаемся высокого мнения о независимости российской судебной системы и посчитаем это недоразумением и способом временно исключить внешнее влияние заинтересованной стороны, пока не будет окончательно завершено расследование всей деятельности ИКЕА в России. Теперь волне правдоподобно выглядит версия, что завершение дела ИКЕА и Ковбасюка (который своим побегом, можно сказать, практически сознался в вине) будет сопровождено освобождением Пономарева.

Очевидно, что дело с участием ИКЕА, в котором оказались замешаны и кандидат в президенты Грудинин, и коррумпированные чиновники, обманутые граждане и борцы-одиночки, представляет государственную важность. Фактически его суть составляет борьба двух противоположных позиций к направлению развития страны: пока одни ставят в приоритет национальные интересы, новоявленная оппозиция явно предпочитает ориентироваться на западных партнеров и их выгоду.

Особый интерес этой ситуации придает тот факт, что почти одновременно и независимо друг от друга свои решения по предложенной альтернативе примут как все граждане России, так и судьи. Интересно, совпадут ли эти решения.

Валерий Ермолин