Только 4 % от общего количества уголовных дел в России сегодня обслуживают адвокаты. Ситуация может быть усугублена в случае реализации «Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи» в рамках госпрограммы «Юстиция». В частности, она ограничивает число адвокатов на душу населения и ликвидирует деятельность коммерческих организаций на рынке юруслуг, создавая коррупционные предпосылки.

Неполноценность исследования

«Адвокатскую монополию» в сфере оказания правовой помощи населению в судах общей юрисдикции и арбитражных судах планируется ввести в рамках Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Эта Концепция является составной частью реализации государственной программы РФ (ГП) «Юстиция».

ГП «Юстиция» уже была утверждена постановлением правительства РФ в апреле 2014 года. Симптоматично, что на первой позиции среди ее подпрограмм поставлено «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций». В качестве основных задач этой подпрограммы обозначены: «повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе путем создания механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации, а также введения в действие эффективного механизма исключения (курсив РАПСИ) из профессии; развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников».

Таким образом, уже одна из первых и, соответственно, самых главных формулировок программы ставит под сомнение обоснованность и адекватность ее содержания.

Сложно представить, как задача «развития и поддержания конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг» может быть достигнута «ограничением доступа». Если предположить, что разработчики программы говорят о «рынке» услуг, то сам «рынок» отсеет всех недобросовестных участников.

Всем опрошенным РАПСИ экспертам кажется очевидным, что ограничение доступа не развивает и поддерживает, а, наоборот, ограничивает конкуренцию.

Получается, авторы программы, не скрываясь, прямым текстом указывают на то, что их цель – ограничить доступ на рынок юридических услуг.

В таком случае становится немного понятнее, по какой причине авторами программы не исследовались и не учитывались в качестве целевых индикаторов и показателей подпрограммы правовые услуги, оказываемые населению юристами, не являющимися адвокатами, и юридическим компаниями, а также спрос на эти услуги населением.

А раз не было учтен такой важный показатель, то, можно смело утверждать, что при разработке подпрограммы и, соответственно, Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи не в полном объеме был исследован весь сложившийся на текущий момент рынок правовых услуг населению и бизнесу. Такое искажение целевых индикаторов и показателей в дальнейшем отразится на доступности услуг широким слоям населения и на занятости юристов.

Устранение конкуренции

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи предлагает запретить юристам, не имеющим статуса адвоката, представлять интересы своих клиентов в суде. Таким образом, вводится «адвокатская монополия» на представительство в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, поскольку объединить всех частнопрактикующих юристов предлагается на базе адвокатуры.

Особое внимание эксперты уделяют сохранению в Концепции некоммерческого характера адвокатской деятельности. Это прямо противоречит самим конечным целям ГП «Юстиция» (а именно: «Создание единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи»), т.к. само понятие «рынок» говорит о коммерческом характере отношений и о конкуренции. Авторы игнорируют тот факт, что что данный рынок уже сложился и успешно функционирует, что ставит под сомнение профессиональную состоятельность и/или объективность составителей документа.

Необходимость ограничения представительства в судах только адвокатами авторами аргументируется тем, что юристов нельзя привлечь к ответственности, дисквалифицировать, уровень профессионального мастерства у них ниже чем у адвокатов. При этом, само руководство Федеральной палаты адвокатов говорит об увеличении численности не более чем в два раза. Целевой индикатор ГП «Юстиция» показывает, что «соотношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, к населению РФ» на 2012 год составляло 0,05%, а на 2020 год планируется 0,1% - то есть подтверждается намерение увеличить количество адвокатов только в 2 раза.

Соответственно, очень большая часть юристов останется без работы. Такое искусственное ограничение конкуренции, в контексте внесенных в программу условий сдачи вступительных экзаменов и вступительных взносов, явно говорит о создании коррупционных предпосылок.

Концепция устраняет конкуренцию на рынке юридической помощи и направлена на монополизацию судебного представительства узкой группой лиц – членов адвокатских палат. Это явно неконституционное намерение, что уже было неоднократно подтверждено Конституционным судом РФ при попытках ввести ограничение на представительство в судах.

Данной Концепцией затронуты права и законные интересы более чем 20 тысяч компаний по России, которые в качестве основного вида деятельности указали ОКВЭД 74.11 «Деятельность в области права». Однако, при определении необходимого количества адвокатов явно не анализировался рынок юридических услуг, не учитывалось количество юридических фирм и свободно практикующих юристов, а также спрос на представительство в судах. Следовательно, очевидно, что в случае реализации Концепции произойдет массовая ликвидация коммерческих организаций, в которых заняты частные юристы, и индивидуальных предпринимателей.

Прекращение деятельности коммерческих организаций и ограниченный прием в адвокатуру приведет к массовой безработице. Лица, имеющие высшее юридическое образование, не смогут свободно распоряжаться своими способностями к труду и знаниями, выбирать род деятельности. Прекращение деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей на рынке юридических услуг многократно снизит поступление в бюджет, что в настоящее время крайне немаловажно.

Фактически предполагается предпринимательскую деятельность считать непредпринимательской, некоммерческой, хотя само понятие «рынок» подразумевает предпринимательскую конкурентную среду. «Адвокатская монополия» приведет к монопольному повышению цен, граждане будут лишены квалифицированной юридической помощи и возможности выбора представителя, лишатся всякой возможности иметь квалифицированную помощь в суде.

Опрошенные РАПСИ эксперты отмечают, что адвокатура является устаревшим и неэффективным институтом в условиях рыночной экономики, и требует изменений. В адвокатской корпорации очевидны кризисные тенденции и сокращение спроса на их услуги. Но ограничение входа на рынок для юристов, не входящих в корпорацию, не решит проблему спроса на услуги адвокатов.

Коррупция

По данным судебного департамента — за первое полугодие 2015 года в суды по первой инстанции поступило более 12 миллионов дел (не считая, почти 770 тысяч дел апелляционной, кассационной и надзорной инстанций). Адвокаты обслуживали только 4% от общего количества уголовных дел (меньше 485 тысяч дел).
Если взять для расчета цифру 70 тысяч практикующих адвокатов (данные президента Федеральной палаты адвокатов РФ Юрия Пилипенко), то получается – 6,9  уголовного дела на каждого адвоката за одно полугодие. Даже эта, явно заниженная, цифра говорит о чрезмерной нагрузке на адвокатов. Это означает, что большинство уголовных дел проводятся адвокатами формально, без должной усердной защиты.

Возникает вопрос, сколько необходимо судебных представителей для оказания качественных и полноценных представительских услуг по 12 113 533 делам? Если считать, что приемлемая и достаточная нагрузка на судебного представителя в год может составлять 10-20 дел (оптимально – 16), то мы получим запрос в 726 тысяч представителей дополнительно к 70 тысячам адвокатов. И эту цифру надо умножить условно на 1,5. Противной стороне в гражданском процессе тоже нужен представитель.

Итого, получаем цифру порядка 1 миллиона 89 тысяч представителей, не включая адвокатов. Столько необходимо судебных представителей для обеспечения приблизительно всех имеющихся судебных процессов.

Однако в планах Минюста и Федеральной палаты в условиях адвокатской монополии ограничить адвокатуру по численности 150 тысячами адвокатов. Что произойдет с ценами на услуги адвокатов в таком случае? Сколько граждан лишится всякой возможности иметь квалифицированную помощь в суде? Только по тому,

что ее физически некому будет оказывать? Все 150 тысяч адвокатов будут заняты, а других юристов в процесс не допустят.
Возникает вопрос: как могла быть одобрена столь странная программа? Ответом на этот вопрос могут служить даты проведения независимой антикоррупционной экспертизы Проекта Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу РФ «Юстиция»: 31.12.2015 - 14.01.2016.

На сайте regulation.gov.ru Проект Постановления был размещен через 30 минут после окончания рабочего дня в предпраздничный новогодний день 31.12.15. Таким образом, основное время для антикоррупционной экспертизы Постановления пришлось исключительно на праздничные дни.

Эксперты считают, что Минюст действует в интересах Федеральной палаты  адвокатов, которая является некоммерческой организацией. В этом они подозревают возможность возникновения коррупционной схемы по приоритетному использованию бюджетных средств не только в уголовном процессе, но и выделяемых в рамках бесплатной юридической помощи.

Кроме того, вызывают подозрения возможности получения дополнительных (коррупционных) средств при создании дискриминационных условий перехода юристов юридических компаний в адвокатуру.

Таким образом, дискриминационное навязывание статуса адвоката, по мнению экспертов, ничем не обоснованно, и не направлено на реализацию заявленных в Концепции приоритетов и целей государственной политики в сфере юстиции, а именно: пресечение коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

Итог

Суть ГП «Юстиция» направлена на доступность повышения качества и доступности квалифицированной юридической помощи для граждан, включая малообеспеченных, на развитие рынка профессиональной юридической помощи, включая развитие адвокатуры и нотариата. А предлагаемая Минюстом Концепция свела суть поставленных Программой задач на перевод юристов (при этом не всех), занимающихся частной практикой, в ряды адвокатов.

При этом в Концепции нет ответа на первостепенные вопросы. Какие же реформы предлагаются провести в самой адвокатуре? Какие направления этих реформ? Какой ожидаемый результат?

Опубликованная правка ГП «Юстиция» предполагает, что «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи» будет утверждаться распоряжением Правительства, а не приказом Минюста (как в действующей версии госпрограмм "Юстиция") – таким образом, документ сможет миновать этап общественного обсуждения. Между тем, кажется очевидным, что Концепция, которая непосредственно затрагивает интересы потенциально всех россиян, безусловно, должна приниматься с согласия и одобрения граждан.

Эксперты убеждены, что прежде чем говорить об «адвокатской монополии», необходимо осуществить реформу адвокатуры и она должна быть готова к этой монополии.

Алексей Петровский

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.