Конституционный суд (КС) РФ 15 июля вынес отказное определение по жалобе Ольги Андроновой, которая представляет общественность Санкт-Петербурга, выступающую против строительства "Охта-центра". Камнем преткновения стали публичные слушания по проекту общественно-делового центра – Андронова требовала признать их несостоявшимися. КС разъяснил, в чем их суть в принципе, как на их результаты должны реагировать "компетентные органы", и чем должны впредь руководствоваться суды.

Денис Архипов, старший юрист Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (Санкт-Петербург):

Что касается последствий для заявителя, скорее всего, он не сможет пересмотреть решение, которым суд отказал в признании публичных слушаний несостоявшимися. Если бы КС признал какую-то из проверявшихся норм неконституционной, решение могло бы быть пересмотрено судом общей юрисдикции. Но, поскольку определение отказное, то  решение районного суда останется без изменения.

Зачастую КС не признает неконституционными те или иные нормы, но выявляет их новый конституционно-правовой смысл. Если в резолютивной части акта КС на это указывается, то заявитель имеет возможность обратиться в суд с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В данном случае таких указаний тоже нет, что лишает Андронову надежды на пересмотр судебных актов.

Определение КС будет влиять на будущие споры по данной категории дел. КС, безусловно, дал позитивный посыл как судам, так и участникам споров. Формально суд признал проверенные нормы законодательства конституционными, но придал им новый, более широкий конституционно-правовой смысл.

КС очертил принципы публичных слушаний, сориентировал суды на нахождение разумного баланса интересов в каждом конкретном деле. Суд отметил, что охрана исторической застройки распространяется на более широкую совокупность «градоформирующих объектов», куда входят планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура и так далее. В рамках новых споров истцы вправе ссылаться на эти правовые позиции. Принципиальным моментом является то, что КС указал на необходимость проверять законность действий органов власти через призму выявленных принципов.

Я бы не сказал, что КС однозначно поддерживает строительство «Охта-центра». Война может продолжиться. Будут еще другие действия органов власти, которые истцы вправе оспаривать со ссылкой на сформулированные в определении правовые позиции.

 

Александр Евдокимов, адвокат коллегии адвокатов Московской области "Юридическая фирма "ЮСТ":

Очень подробное определение, которое задает рамки для правоприменительных органов – как госорганов, так и судов – при рассмотрении вопросов, связанных с градостроительной деятельностью и охраной культурного наследия. КС продемонстрировал очень системный подход к проблематике, и положения определения должны будут приниматься во внимание судами.

Оценка того, действует ли комиссия по землеустройству и застройке Санкт-Петербурга или какой-то другой орган в соответствии с этим определением КС или игнорирует его, будет влиять на результат рассмотрения спора в суде общей юрисдикции.

Что касается спора, послужившего основанием для обращения госпожи Андроновой в КС, то суд прямо указал, что проверка соблюдения перечисленных в определении требований законодательства "при рассмотрении конкретных дел, включая дело заявительницы, связана с проверкой правомерности действий (бездействия) должностных лиц, надлежащего осуществления компетентными органами и должностными лицами обязанности по исполнению действующего законодательства об охране памятников истории и культуры и, следовательно, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации".

В то же время такой формулировкой КС как бы дает заявительнице направление для дальнейших действий. В передаче дела в надзорную инстанцию городского суда Санкт-Петербурга ей было отказано, но, если срок для обжалования в надзорном порядке  не пропущен, она может обратиться с надзорной жалобой в Верховный Суд РФ.

Судебный акт КС в части, определяющей публичные слушания как важный элемент публично-правовой процедуры принятия специальных градостроительных решений, идет вразрез с позицией суда общей юрисдикции по делу с участием Андроновой. В нем суд указал, что "публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении, а потому... не нарушают ее прав и свобод". С учетом этого в зависимости от конкретных обстоятельств судебного спора, определение КС может оказать серьезное влияние на позицию вышестоящих судебных инстанций в споре с участием Андроновой или в других аналогичных судебных спорах.

 

Николай Степанов, партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры":

Конституционный суд РФ отметил, что публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением, а служат цели выявления и учета коллективного мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности.

Конечная цель публичных слушаний – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта, что способствует открытию гражданам процесса принятия управленческих решений.

Таким образом, Конституционный Суд РФ подтвердил, что компетентные органы не связаны коллективным мнением населения, выявленным или не выявленным по результатам проведения публичных слушаний, а по своей сути такие слушания аналогичны ранее существовавшей в нашей стране форме участия граждан в управлении государством — всенародному обсуждению проектов советских законов.

 

Подготовили Сергей Феклюнин, Владимир Ядута