В новом году одним из самых громких расследований в Европе стало дело IKEA. РАПСИ внимательно изучило открытое Европейской комиссией углубленное расследование сути налоговых отношений между Inter IKEA и Нидерландами. Чтобы нашим читателям было проще разобраться в этой истории, а также понять, причем здесь Россия, мы разложили его по восьми тезисам и одной картинке.

1. Требование: равенство всех компаний

Внимание Еврокомиссии сконцентрировано на исследовании двух налоговых решений Нидерландов, которые, возможно, позволили Inter IKEA платить меньше налогов и предоставили им несправедливое преимущество перед другими компаниями в нарушение правил государственной помощи ЕС.

Еврокомиссия начала предварительное расследование в отношении IKEA в апреле 2016 года. Поводом стало появление публикаций в прессе и доклад фракций партии «Зеленых» и Свободного европейского альянса в Европарламенте. В этих текстах была раскрыта организационная схема, позволившая компании, как утверждали авторы, избежать уплаты налогов в ЕС в период с 2009 по 2014 годы.

2. Цена вопроса: 1 млрд евро пишем, 13 в уме

По данным членов Европарламента, с 1991 по 2014 год компания Inter IKEA Group, которая управляет всей розничной торговлей компании и владеет торговой маркой IKEA, избежала уплаты налогов с 84% своих доходов с франшиз с помощью дочерней компании в Нидерландах. В докладе сообщается, что из налогооблагаемой базы было выведено более 12 млрд. евро из 14,3 млрд., полученных компанией в качестве роялти за этот период от магазинов IKEA по всему миру.

Претензии по нынешнему расследованию ограничиваются суммой примерно в 1 млрд евро невыплаченных в ЕС налогов за 5 лет (2009-2014). Интересно, что по возбужденному в России в октябре 2016 года уголовному делу против ИКЕА сумма претензий примерно та же. Холдинг обвиняется в неуплате налогов на сумму более 32 миллиардов рублей при продаже долей в ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)». В переводе на курс евро на момент сделки в 2011 году размер неуплаты составлял 0,8 млрд евро.

3. Схема бизнеса IKEA словами

Согласно данным Еврокомиссии, бизнес IKEA выстроен таким образом, что прибыль, получаемая группой от торговых точек под ее брендом (3% их оборота), поступает в распоряжение Inter IKEA Systems – подразделения Inter IKEA group в Нидерландах. При этом налоговые органы страны, как показали результаты предварительного расследования, в 2006 и 2011 году выпустили два заключения, которые «в значительной мере сократили налогооблагаемую прибыль Inter IKEA».

Налоговое заключение 2006 года позволило IKEA переводить значительную часть прибылей в Люксембург, где, благодаря особой схеме, эти суммы были полностью освобождены от налогообложения. Эта схема прекратила действие по решению Еврокомиссии в 2011 году как нарушающая законодательство ЕС.

В 2011 году в Нидерландах было принято второе налоговое заключение. Оно снова позволило IKEA перемещать значительную часть прибылей из этой страны – на этот раз в Лихтенштейн, в виде процентов по полученному от зарегистрированной там головной компании IKEA кредиту на приобретение прав интеллектуальной собственности.

4. Схема бизнеса IKEA картинкой

 

5. Как так получилось: концепция франчайзинга

В начале 1980-х годов бизнес-модель IKEA превратилась в модель франчайзинга. С тех пор именно группа Inter IKEA управляет франчайзинговым бизнесом IKEA, используя «концепцию франчайзинга IKEA».

Как сказано на официальном сайте IKEA: «Владельцем Концепции ИКЕА является Подразделение Inter IKEA Systems B.V., которое находится в голландском городе Дельфте. Это подразделение предоставляет франшизы магазинам ИКЕА… С каждым магазином ИКЕА в мире заключается франчайзинговый договор».

Более конкретно это означает, что Inter IKEA не владеет магазинами IKEA. Все магазины IKEA по всему миру платят франшизу в размере 3% от своего оборота в Inter IKEA Systems, дочерней компании группы Inter IKEA в Нидерландах.

С 1991 по 2014 год владельцы магазинов IKEA по всему миру выплатили Inter IKEA Group 13,6 млрд евро. С 2009 по 2014 год выплата роялти составила более 6 млрд евро, что составило 22,7% от всей чистой прибыли IKEA за этот период.

6. Почему Нидерланды: двойное налогообложение

У Нидерландов существуют договоры об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Это почти исключает возможность налогообложения выплат по франшизе и по процентам по долгам компаний, которые переводятся из других стран в Нидерланды. Кроме того, если голландская компания отправляет за рубеж платежи по роялти или процентные платежи, то эти средства не облагаются налогом.

Законодательство Нидерландов достаточно благоприятно для создания т.н. транзитных компаний. Если нидерландская компания отправляет за рубеж роялти или процентные платежи, то эти средства не облагаются налогом.

В Нидерландах также базируется фонд Stichting INGKA Foundation, являющийся юридическим владельцем материнской компании IKEA Group (управляет 328 магазинами IKEA в 28 странах, а также фабриками, логистическими цепочками и принадлежащими компании лесными ресурсами) – опять же нидерландской INGKA Holding BV.

Интересно, что причиной возбуждения дела против ИКЕА в России стал как раз договор купли-продажи между немецкой IKEA Einrichtungs GmbH именно с нидерландской компанией Fuprin Holding VI B.V в отношении российских «дочек» ИКЕА: ИКЕА МОС, ИКЕА ТОРГ, ИКЕА ДОМ.

Следствие подозревает IKEA Einrichtungs GmbH в неуплате налога на прибыль, хотя сам договор купли-продажи был зарегистрирован нотариусом в городе Химки. Представители ИКЕА ссылаются на нормы об избежании двойного налогообложения, хоть налоги и были уплачены в Германии, а не в Недерландах.

7. Европейские принципы в России

По словам еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер, роль контроля за государственной помощью ЕС заключается в обеспечении того, чтобы государства-члены не предоставляли избранным компаниям более совершенный налоговый режим, чем другим, посредством налоговых решений или иным образом.

В частности, сделки между компаниями в корпоративной группе должны оцениваться таким образом, чтобы они отражали экономическую реальность. Это означает, что платежи между двумя компаниями в той же группе должны соответствовать договоренностям, которые происходят в сопоставимых условиях между независимыми компаниями (так называемый «принцип длины руки»).

Отметим, что если будет доказана вина нидерландских дочек по этому обвинению, то следующим в очереди может стать рассмотрение российского прецедента. По открытому в 2016 году уголовному делу сотрудники ИКЕА МОС в России обвиняются в продаже 99,9992% долей в фирмы (владеет 14 торговыми центрами МЕГА по всей России и «Химки Бизнес-парк») компании IKEA Einrichtungs GmbH (Германия) по цене всего около 35 миллиардов рублей, что почти в 5 раз ниже рыночной. При том, что эти сотрудники одновременно выступали от имени покупателя и продавца по сделкам.

8. Цель расследования

В результате расследования, Еврокомиссия планирует установить соразмерность получаемых голландским подразделением IKEA прибылей ее вкладу в бизнес компании в период до 2006 года, а также выяснить, является ли экономически оправданной уплаченная за права интеллектуальной собственности сумма и величина вычетов из налогооблагаемой базы в счет выплаты процентов по кредиту за ее приобретение.

9. Последствия: вопрос реорганизации

В случае доказательства европейскими следователями вины IKEA по нидерландскому делу эксперты считают, что подтвержденные судом факты могут активизировать расследование уголовного в отношении действий ИКЕА в России. Ведь суть претензий Еврокомиссии и СК РФ к ИКЕА пересекаются по основным пунктам: недопустимость любых преференций одной из компаний, недопустимость злоупотребления нормами о двойном налогообложении, недопустимость ухода от налогов и других финансовых обязательств путем реорганизации.

Актуальность для России первых двух пунктов описана выше. А в отношении третьего пункта стоит вспомнить действия ИКЕА МОС в 2016 году по реорганизации в форме выделения из нее двух юридических лиц «ИКЕА СЕНТЕРС ПРОПЕРТИ А» и «ИКЕА СЕНТЕРС ПРОПЕРТИ Б». Тогда опрошенные РАПСИ эксперты полагали, что ИКЕА может пытаться реализовать схему обмана контрагентов и государства.

Юристы предполагали, что процедура реорганизации была выбрана, чтобы сэкономить на НДС и налоге на прибыль. Попытка передать землю и недвижимость от ИКЕА МОС в собственность «новых» компаний возможно расценивать как дробление и вывод активов в ситуации неурегулированной задолженности перед предпринимателем Константином Пономаревым, в сумме, по его словам, более 120 млрд. рублей и по налогам, по данным следствия, в сумме более 32 млрд. рублей без учета пени и штрафов.

Пономарев был главной движущей силой проверок чистоплотности деятельности ИКЕА в России. Ему удалось раскрыть ряд злоупотреблений компании, однако в 2017 году против него самого было возбуждено уголовное дело. Сейчас Пономарев находится в СИЗО, поэтому сложно предсказать, проявят ли без его инициативы российские органы интерес к материалам расследования Еврокомиссии по актуальным для нашей страны, возможно противозаконным, схемам. Либо же придется ждать, пока изучением сделок ИКЕА в России займется сама Еврокомиссия.

Родион Руднев