Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

Обвинения в непреднамеренных заимствованиях или прямом плагиате так же типичны для рок-музыки, как гитарный рифф, лежащий в ее основе. На днях нападкам в очередной раз подверглись живые классики из Led Zeppelin: на этот раз им припомнили эпизод более чем 40-летней давности. Впрочем, желание членов семей некоторых бывших коллег по рок-н-ролльному цеху получать повышенные пенсии так, скорее всего, желанием и останется. "Цеппелины" - калачи тертые, и такие передряги сопровождают всю их карьеру. И все как с гуся вода. 

В конце апреля ныне живущие участники группы – Роберт Плант, Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс – дали понять, что воссоединения мастодонта современного рока в классическом составе больше не произойдет, а декабрьский концерт на лондонском стадионе О2 2007 года отныне можно смело считать последним в биографии славного коллектива.

Одновременно стало известно о скором выходе релиза из трех переизданных классических альбомов, на которых будет более десятка ранее неизвестных широкой публике записей. Инициатор проекта – гитарист Пейдж – последние два с половиной года провел в студии за ремастерингом архивных пленок. Причина: музыканту не хотелось бы, чтобы после его смерти (а каждому участнику Led Zeppelin уже хорошо за 60) это же сделал кто-то посторонний.

Джимми Пейдж и Роберт Плант в 1977 году // jimsummariaphoto.com

На языке бизнеса такие пожелания означают еще и немалые авторские отчисления от будущих продаж пластинок. Поэтому-то новость не осталась без внимания давних "заклятых друзей" группы. Теперь ее вновь обвиняют в плагиате. Конкретно Джимми Пейджа – в том, что акустическое гитарное вступление к знаменитой Stairway To Heaven 1971 года выпуска он якобы когда-то "слизал" у ныне покойного гитариста Рэнди Калифорнии из подзабытой американской психоделической группы Spirit.

Поделить миллиард

Примечательно, что наличие определенной связи между двумя группами никогда и не отрицалось.

Во-первых, в 1969 обе ездили в одно гастрольное турне по США. Во-вторых, практически все биографы Led Zeppelin несколько десятилетий подряд спокойно упоминают гитарную партию Калифорнии в инструментале Taurus (издан впервые в январе 1968 года) как источник вдохновения Пейджа, записавшего "Лестницу на небеса" тремя годами позже.

Претензии к "цеппелинам" со стороны Рэнди и его семьи, на самом деле, тоже звучат не впервые. Изначальная, 18 лет назад, до суда не дошла. 2 января 1997 года Калифорния был унесен водоворотом в открытое море на Гавайях, спасая из пучины собственного сына-подростка. Тело гитариста так и не было найдено.

Сейчас, узнав о планах группы, наследники пропавшего гитариста вновь перешли в наступление. Тем более что одновременно с новостью о переиздании альбомов как бы между прочим была упомянута одна цифра: к сегодняшнему дню авторские отчисления за издания и трансляции Stairway To Heaven суммарно составили не менее $600 млн. Если взять поправку на то, что 40, 30 и даже 20 лет назад покупательская способность американской валюты была, мягко говоря, чуть повыше нынешней, уместно говорить о целом миллиарде.

Наследники Рэнди Калифорнии решили, что могут рассчитывать на какую-то часть этого гипотетического миллиарда. Адвокат Франсис Александр Малофий, представляющий их интересы, уже заявил ряду СМИ, что цель исковых требований – включить покойного музыканта в число соавторов песни и (кто бы мог подумать!) получить денежную компенсацию, размер которой предусмотрительно не уточняется.
Злая ирония судьбы: иск подан в суд американского штата Калифорния.

"Кое-какие вольности мы себе позволяли"

Led Zeppelin, даром что классики блюз-рока и лучи света в темном царстве попсы и диско, в аналогичных скандалах уже бывали, причем много раз. Особенно бурными они были на заре их карьеры, в конце 60-х–начале 70-х годов прошлого века. По выражению многих критиков (да и самих участников группы), тогда вероятные заимствования случались из-за слишком вольного переосмысления творческим дуэтом Пейдж-Плант наследия старших современников, в основном, из авангарда черного классического блюза.

Больше всего двусмысленных эпизодов зафиксировано на альбоме Led Zeppelin II 1969 года. Скажем, вступление к треку Bring It On Home считается заимствованием из записанной шестью годами ранее одноименной песни американского блюзмена Вилли Диксона (Willie Dixon) в версии другого классика – Сонни Боя Уильямсона (Sonny Boy Williamson).

Основной гитарный рифф нетленки Whole Lotta Love считается переосмыслением другого стандарта Диксона под названием You Need Love. Скандал был замят далеко не сразу, но довольно просто: блюзового классика просто взяли в соавторы и этой композиции, и Bring It On Home. Произошло это в результате, как сейчас принято говорить, медиации между "цеппелинами" и прославленным блюзменом. Надо думать, компенсация по тем временам оказалась более чем достойной: помимо Диксона, авторами песен на Led Zeppelin II значится  только четверка самих "цеппелинов", и никто более.

Акустический концерт Led Zeppelin, 1973 год

Другой популярный черный исполнитель того времени – Честер Артур Бернетт или Хаулин Вулф (Howlin’ Wolf) – некоторыми критиками именуется вдохновителем цеппелиновской The Lemon Song. Здесь использовался чуть переиначенный фрагмент его песни Killing Floor.

В 1972-м дело даже дошло до предъявления группе иска. Истцом выступила издательская компания блюзового звукозаписывающего гиганта Chess Records. Но и в этом случае конфликт был улажен при помощи внесудебных процедур, сумма компенсации неизвестна и по сей день.

Возмутитель спокойствия Джимми Пейдж на подобные инциденты всегда реагировал безмятежно. Вот как он комментировал их много позже, в 1993 году в интервью журналу Guitar World:

- Я всегда старался добавить что-то свое в использовавшиеся фрагменты. Я всегда точно знал, что создаю какую-то вариацию. Более того, в большинстве случаев никто не мог догадаться, каким был оригинальный источник. Может быть не во всех случаях, но в большинстве. Так что, в основном, обвинения основывались на сравнениях текстов. Предполагалось, что Роберт должен менять текст, но делал он это не всегда, этим и навлекал большинство проблем. Они не могли придраться к гитарным партиям, но прицепились к лирике. Конечно, кое-какие вольности мы себе позволяли. Ну и что же, мы считали, что так было нужно.

Найдите десять отличий

Блиц-опрос экспертов РАПСИ по международному авторскому праву закончился ничем: юристы затруднились предположить, что решит американский суд. Однако изучая "цеппелиновскую" судебную практику прошлых лет, легко предположить, что и в этот раз громкое обвинение в плагиате окончится фиаско. Публичное игнорирование претензий ответчиками – наглядное тому подтверждение. Просто Пейдж с Плантом снова не воспринимают нападки всерьез. Покойный Калифорния все же не блюзовый классик Вилли Диксон, и с нынешними инициаторами иска, думается, парочка из LZ после нынешней шумихи в прессе вряд ли сядет за один стол.

Если же вернуться к сути этого спора, на слух обе композиции действительно имеют немало общего, например, сыграны в одной тональности – ля-миноре. Желающие могут сравнить их и, на минутку подменив американский суд, сделать выводы самостоятельно:

Stairway To Heaven

Taurus