Должностные лица Доминиканской республики вновь в России с рабочим визитом. Вслед за встречей генпрокуроров двух стран, с председателем Верховного суда РФ Вячеславом Лебедевым встретился его коллега из Доминиканы - доктор Мариано Херман Мехия. Глава Верховного суда Доминиканской республики рассказал в интервью агентству РАПСИ о цели визита и повестке встречи с коллегой.

Растет не только турпоток из России, но и торговый оборот между странами, который, по словам Чрезвычайного и полномочного посла Доминиканской республики Хорхе Луиса Переса Альварадо, достигает 45 миллионов долларов. Стремительно меняющиеся экономические условия свидетельствуют о необходимости диалога и укрепления сотрудничества судебных властей.  

- Какие конкретно направления правового сотрудничества обсуждались на встрече с Вячеславом Лебедевым? Связано ли это с назревшими проблемами, которые необходимо решать?

- На встрече обсуждались важные для обеих сторон темы. Один из наиболее актуальных вопросов - обмен информацией о работе судебных систем Российской Федерации и Доминиканской республики, изменениях в законодательстве обеих стран. Речь шла также об обмене специалистами. Это необходимо для того, чтобы выработать единую философию, единый подход в области судебной власти и обеспечить соблюдение основных прав и свобод человека.

- Что послужило толчком к организации встречи? Почему она состоялась именно сейчас? Это общее желание укрепить сотрудничество или это как-то связано с наплывом российских туристов в Доминиканскую республику?

- И то, и другое. Во-первых, мы хотели бы продолжить работу в соответствии с договоренностями, достигнутыми в 2008-2009 годах и направленными на развитие общего сотрудничества, подготовку судебных специалистов. Во-вторых, обе стороны заинтересованы в том, чтобы сделать общение более активным и гибким. Мы наблюдаем динамичный рост туризма в Доминиканскую республику, к тому же в России довольно много граждан из Доминиканской республики. У нас есть большой интерес к РФ в целом, к ее потенциалу, культуре, истории - у нас много общего.

- Какое практическое значение активизация взаимоотношений с РФ может иметь в целом для граждан, для бизнеса?

- Дело в том, что вести бизнес в другой стране без знания законодательства, основ права практически невозможно. Без этих знаний вы не сможете ни продуктивно организовать дела, ни проводить переговоры с другой стороной. Именно поэтому мы говорим об обмене судебно-правовой информацией, информацией о законодательстве, которая, в конечном счете, ориентирована на граждан обеих стран.

Для нас важно, чтобы российские граждане были абсолютно уверены, инвестируя свои средства в Доминиканскую республику. Это невозможно без обмена данными, без знаний о правовых системах двух стран. Мы делаем все, чтобы у российской стороны были гарантии, мы создаем для этого юридическую базу.

- О каких-то законодательных фильтрах для противодействия отмыванию денег в этом контексте речь не идет?

- В Доминиканской республике есть соответствующий закон. Кроме того, действуют соглашения по противодействию отмыванию денег с рядом стран. С Россией, однако, такого соглашения нет, его подписание, насколько мне известно, пока не планируется.

- Как вообще меняется законодательство Доминиканской республики? Принят ли закон о защите инвестиций?

- Прежде всего, стоит отметить, что в соответствии с новой конституцией, принятой 26 января 2010 года, любой международный договор, утвержденный конгрессом, имеет силу конституционного закона. В целом, конституция делает основной упор на защите прав и свобод человека. Что также немаловажно, в соответствии с этой конституцией обеспечить безопасность инвестиций должны суды, почему так важен диалог между судебными властями.

- Ожидаете ли вы роста количества коммерческих споров? Насколько суды Доминиканской республики готовы составить конкуренцию международным арбитражам?

- Международный арбитраж кажется мне очень интересным и удобным инструментом разрешения споров, и у Доминиканской республики подписано довольно много соглашений с различными странами касательно возможности проведения арбитражных разбирательств. Полагаю, Россия и Доминиканская республика в обозримом будущем обязательно подпишут такого рода документ. Более того, мы в какой-то степени заинтересованы в том, чтобы эти споры разрешались в международных арбитражных судах.

- В том числе на территории Доминиканской республики?

- Да, конечно, для разрешения коммерческих споров у нас есть арбитражная палата.

- Чем же международные арбитражи лучше?

- Если речь идет об инвестициях, в случае конфликта главное - обеспечить беспристрастность разбирательства. У нас есть сомнения, что Доминиканский арбитражный суд в каких-то случаях может оставаться беспристрастным и может гарантировать необходимую чистоту разбирательства.

- Все так плохо с независимостью и беспристрастностью судов?

- Отнюдь. Во-первых, судебная власть в Доминиканской республике является независимой по конституции. Во-вторых, она является в известной степени независимой на практике. Надо сказать, что даже процедура выбора и назначения судей Верховного суда гарантирует объективность и беспристрастность судей. Он организован таким образом, чтобы в процессе отбора судей участвовали представители самых разных отраслей власти и чтобы ни одна из них не могла оказать влияние на результат.

- А как обстоят дела сейчас с нагрузкой на судей в Доминиканской республике?

- Количество рассматриваемых дел может расти, может падать. На сегодняшний день я не могу сказать, что мы как-то перегружены и не справляемся со своими задачами.

- Используются ли в судах процедуры альтернативного урегулирования споров, медиация?

- Конечно, и эти механизмы с каждым годом все чаще находят применение в гражданском судопроизводстве, при рассмотрении коммерческих споров.

- Как обстоят дела с рассмотрением дел, в том числе уголовных, соблюдением сроков?

- Ситуация кардинальным образом изменилась. В 2006 году был принят и введен новый Уголовно-процессуальный кодекс, которым устанавливаются гораздо более короткие и жесткие сроки рассмотрения дел. Причем он стал работать в полном объеме не сразу, он вводился постепенно. В соответствии с положениями этого кодекса, когда дело попадает в Верховный суд, оно должно быть рассмотрено в течение 30 дней. В противном случае, поступившая жалоба считается удовлетворенной.

- Насколько суды в Доминиканской республике открытые? Если я захочу прийти в суд на заседание, мне необходима аккредитация?

- Специальной аккредитации не нужно, вы можете свободно присутствовать на процессе - никаких сложностей нет. Более того, вся информация, в т.ч. решения судов по процессам находится в публичном доступе, выкладывается в интернете.

- Последний вопрос: когда на сайте Верховного суда Доминиканы появится раздел на русском языке?

- На самом деле, быстрее, чем вы думаете.