Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

Международная футбольная федерация (ФИФА) готовится к началу независимого расследования законности избрания России и Катара хозяевами чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов, соответственно. С этого момента борьба с коррупцией в мире спорта может выйти на непредсказуемую траекторию.

Но для россиян больший интерес представляет не гипотетическая угроза потерять право на проведение мирового футбольного форума, а наблюдение за внедрением новейших стратегий и механизмов коррупционной войны. Процессы, происходящие сейчас в ФИФА и подконтрольных ей организациях, чрезвычайно интересны и важны для анализа адекватности реформ любых коррумпированных институтов.

17 июля ФИФА приняла новый кодекс, который разделяет комитет по этике на два независимых департамента: следственную и арбитражную палаты. Первую возглавил бывший прокурор Южного округа Нью-Йорка Майкл Гарсия. Судебную – немец Ганс-Иоахим Эккерт. Они оба, а также еще 13 членов комитета по этике, с этого дня больше никак не подчиняются ФИФА.

Это тот случай, когда вопрос авторства реформы более важен, чем ее содержание. Разработал нынешнюю схему преобразований в ФИФА швейцарский профессор права Марк Пит. 2 декабря прошлого года именно он стал причиной разрыва сотрудничества Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International (TI) с ФИФА.

Антикоррупционная организация выразила недовольство тем, что футбольная федерация оплачивает работу эксперта TI, который должен был заниматься проведением реформ в ее руководстве.

"Мы полагаем, что если ФИФА кому-то платит, то этот человек не может состоять в независимой комиссии (по контролю за реформами). У него контракт с ФИФА, а значит он не независим", - сказала Советник Transparency по вопросам спорта Сильвия Шенк.

Сам же Пит заявил, что не будет разбираться со старыми скандалами, расследование которых было второй рекомендацией TI. Вскоре после этого он был назначен советником президента ФИФА Йозефа Блаттера. При этом Пит сохранил за собой аналогичную роль во Всемирном банке.

К числу "старых скандалов", упомянутых Питом, вероятно, относится расследование связи Блаттера с делом Авеланжа. А именно – изучение материалов, обнародованных прокуратурой швейцарского кантона Цуг. В них говорится об информированности чиновников ФИФА о многомиллионных взятках, получаемых экс-президентом Федерации Жоао Авеланжем и бывшим членом исполнительного комитета Рикардо Тейшейрой. Бездействие высокопоставленных членов ФИФА наводит на подозрение об их активном участии в грязных сделках. Подтверждение этого факта поставит вопрос о дальнейшем существовании ФИФА в нынешнем виде.

В такой критической ситуации Блаттер делает заявление о начале нового витка борьбы с коррупцией в Федерации, начало которой положит независимое расследование по делу о подкупе руководства ФИФА в конце 1990-х. Вернуть эту архивную историю на повестку дня позволило решение комитета по этике считать коррупционные дела не имеющими срока давности.

В этом поступке Блаттера прослеживается не только хитрость spin-доктора Пита, но и прием подачи от Мишеля Платини. Президент УЕФА в конце прошлого года выступил с предложением, аналогичным открытию следственной палаты в ФИФА, - он призвал создать "спортивную полицию" для борьбы с коррупцией и мошенничеством в футболе. "Нам нужен наднациональный инструмент", - заявил Платини.

Тезис о создании "спортивной полиции" был озвучен через несколько дней после утверждения футбольного функционера Спироса Марангоса о том, что УЕФА разрешил Украине и Польше провести чемпионат Европы по футболу 2012 года за взятки на общую сумму в 11 миллионов евро. Киприот говорил, что у него имеется на этот счет три документа и трое свидетелей, и готовился предъявить улики независимым органам правосудия, отказав не вызывающим его доверия чиновникам УЕФА.

Тем самым, действия Блаттера и Платини можно расценить как синхронную игру на опережение. Они предугадали единое требование борцов с коррупцией, спонсоров, следственных и судебных органов заставить ФИФА и континентальные ассоциации дать независимым контролирующим органам доступ к оценке внутренних процедур и финансовых процессов в футбольных организациях. После чего президенты эффектно имитировали транспарентность своих ведомств, отдав места, созданные для профессиональных юристов-контролеров со стороны, футбольными функционерами.

Платини предложил создать "спортивную полицию", когда появилась угроза привлечения Интерпола к расследованию действий УЕФА. Блаттер инициировал создание следственного департамента в комитете по этике после того, как швейцарский суд открыл документы процесса над Авеланжем.

Коррупционные механизмы ФИФА

Процесс изучения именно этих документов и призван монополизировать Гарсия.

Черные дни для ФИФА начались в 2001 году, после того как многолетний маркетинговый партнер Федерации, компания ISL, обанкротилась. Ликвидатор компании Томас Бауэр обнаружил в отчетности платежи, не связанные ни с какими контрактами.

В швейцарском суде было доказано, что Жоао Авеланж, до 1998 года являвшийся президентом ФИФА, получил от ISL 1,5 миллионов швейцарских франков. Компания, бенефициаром которой был Тешейра, в период с 1992 по 1999 года получила от ISL 12,7 миллионов швейцарских франков. В сумме, выбор ISL в качестве эксклюзивного партнера ФИФА обогатил двух футбольных функционеров на 22 миллиона франков (732 миллиона рублей, по нынешнему курсу).

Однако никакого наказания фигуранты дела не понесли, поскольку на момент получения ими денег в Швейцарии коммерческий подкуп преступлением не являлся. Более того, адвокатам ФИФА поначалу даже удалось добиться от суда наложения запрета на публикацию материалов дела. Для прекращения их уголовного преследования ФИФА заплатила компенсацию в размере 2,5 миллиона швейцарских франков (82,9 миллиона рублей), сам Тешейра отдал еще 2,5 миллиона франков, Авеланж – 500 тысяч франков (16,6 миллиона рублей).

Однако на прошлой неделе запрет на публикацию был снят, и теперь Блаттеру, который при Жоао Авеланже был генсеком ФИФА, а после его ухода стал наследником, придется доказать свою непричастность к "бизнесу" начальника. Особенно сложно будет это сделать после публикации доклада швейцарских прокуроров, который недвусмысленно свидетельствует об информированности ФИФА о многомиллиардных откатах.

За несколько дней до реализации реформы Пита-Блаттера докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) о надлежащем управлении и этике в спорте Франсуа Рошблуан призвал президента ФИФА дать исчерпывающие разъяснения: когда именно он узнал об этих выплатах; почему в Федерации скрывали факты нарушения закона и не принимали меры в отношении преступников; какие шаги он намерен предпринять, чтобы подобная ситуация не повторилась вновь.

Парламентарий убежден, что детали скандала были раскрыты лишь благодаря непосредственному давлению ПАСЕ и других инстанций. Поэтому попытка Блаттера вернуть расследование в рамки футбольной корпорации выглядит важнейшим решением для сохранения статус-кво.

Для полноты картины важно иметь в виду "семейственность" футбольного мира. ФИФА была создана до прихода большого бизнеса в спорт. Международная федерация и континентальные ассоциации до сих пор остаются некоммерческими предприятиями. Отсутствие пункта о получении прибыли в списке заявленных целей организаций позволяет им откровенно использовать полумошеннические схемы.

ФИФА базируется в Швейцарии, потому что местные законы освобождают ее от налога на прибыль, а до 2006 года – и от антикоррупционных законов тоже. В последние шесть лет эти законы распространяются на них лишь частично. Также общим правилом является освобождение от местных налогов в стране-хозяйке ЧМ учрежденных ФИФА компаний и партнеров (так будет и в России в 2018 году).

Крупные спортивные функционеры могут путешествовать по всему миру, минуя таможни. Благодаря полной автономии спорта коррупцию в нем очень легко скрыть. "К примеру, Немецкий футбольный союз заключал контракты на проведение товарищеских матчей сборной Германии против команд, которых обыграли бы и любители — каких-нибудь сборных Мальты или Таиланда. В некоторых случаях эти игры потом даже не проводились, но федерации тех стран все равно получали огромные деньги за телетрансляции. А затем отдавали свои голоса за Германию", - утверждает в интервью Esquire Томас Кистнер, автор книги "Игра на миллиард. Футбол, деньги и медиа".

Футбольная федерация последовательно оберегает футбольный мир от вмешательства внешних независимых контролеров. Согласно особому указу ФИФА, страны, власти которых пытаются контролировать национальные спортивные федерации, могут быть исключены из международных соревнований.

Наглядным примером смысла этого указа могут служить попытки правительств Польши, Греции, Перу, Кении бороться с коррупцией в местных футбольных федерациях. Как только в этих странах вставал вопрос о начале расследования финансовых махинаций, ФИФА тут же обрубала правовую активность под лозунгом "футбол вне политики", выступая, тем самым, гарантом безопасности коррумпированных спортивных чиновников.

Принципиально важным фактом является также исключительная малочисленность спортивного бомонда. На выборах страны-хозяйки чемпионата мира до сих пор голосовали 24 члена исполкома ФИФА. Другими словам, они в узком кругу решали судьбу миллиардов долларов, непосредственно контактируя с претендентами на победу.

Многие эксперты отмечают признаки "круговой поруки" в ФИФА. Те, кто преданно поддерживает президента Федерации, фактически получают полную свободу действий у себя на местах. Самый резонансный пример – президент Ассоциации футбола Аргентины Хулио Грондона, который также занимает пост вице-президента ФИФА.

За последние 30 лет в Аргентине многократно менялись власти, политические режимы, но Грондона оставался на своем месте. Когда очередное правительство проявляло интерес к деятельности Грондоны, Блаттер неизменно сулил драконовские санкции стране. А Авеланж в свое время даже лично приезжал в Аргентину, чтобы помочь Грондоне удержаться в президентском кресле.

Все эти годы местная и зарубежная пресса была наводнена признаниями футболистов, тренеров, агентов о разгуле коррупции в футбольном мире Аргентины. Назывались конкретные суммы, которые вымогались за выход клуба в высшую лигу, или для сохранения шансов на чемпионство в этой стране. Все это никак не сказывалось на положении Грондоны.

Возможно, причина такого доверия президентов ФИФА к скандальному футбольному функционеру, который даже не знает английского языка, заключается в сумме более 100 миллионов долларов, которые, по данным Süddeutsche Zeitung, оказались в распоряжении подставных фирм, контролируемых аргентинцем.

О функции Грондоны в ФИФА можно сделать вывод на основании обнародованного американской газетой Wall Street Journal факта перевода Катаром на счет Ассоциации футбола Аргентины 59 миллионов евро. Грондона сказал, что оправдываться не собирается, указав на свой почтенный возраст – 80 лет.

Роль бизнеса в мировом футболе

Недавно Блаттер заявил о том, что почетный президент организации Жоао Авеланж должен лишиться этого титула. Может, все-таки Блаттер действительно непричастен к делам своего предшественника? Для ответа на этот вопрос важно понять принципы взаимоотношений ФИФА с крупным бизнесом.

Сегодня уже практически общепризнанным достоянием истории стал тот факт, что именно хозяин Adidas Хорст Дасслер в 1974 помог Авеланжу стать президентом ФИФА. Тем самым бизнесмен планировал взять под контроль огромный коммерческий потенциал спорта.

Интересно, что Блаттера Дасслер привел в ФИФА еще на два года раньше, чем добился президентского поста для Авеланжа – в 1972 году. В выборах Блаттера новым президентом Федерации бразилец сыграл важнейшую роль. Например, когда исполком ФИФА предложил швейцарцу перед выборами оставить свою должность, Авеланж и Блаттер просто покинули заседание, не дав провести голосование.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что решающим моментом в победе Блаттера стало намерение его главного соперника Леннарта Юханссона разобраться с финансовыми делами ФИФА, пригласив для этого независимых аудиторов.

Участие бизнеса в нынешней работе ФИФА наглядно демонстрирует процесс выборов места проведения Чемпионата мира-2006 года, реконструированный журналистами газеты Süddeutsche Zeitung.

За несколько месяцев до выборов стало очевидно, что голоса членов исполкома делятся практически поровну между главными претендентами: заявку Германии поддерживали европейцы и американцы, ЮАР – африканцы. В этой ситуации решающая роль выпадала нейтральным делегатам из стран Азии: Южной Кореи, Саудовской Аравии, Таиланда и Катара. Именно с участием этих стран в короткие сроки произошла череда примечательных совпадений.

Немецкий концерн, который тогда назывался DaimlerChrysler, решил поучаствовать в капитале автопроизводителя Hyundai, шестой сын основателя которого был представителем Южной Кореи в ФИФА. По сведениям немецких СМИ, канцлер Герхард Шредер посодействовал выдаче разрешения на экспорт 1200 гранатометов в Саудовскую Аравию, представитель этой страны в исполкоме ФИФА был отпрыском королевской семьи. Автосалон, принадлежащий супруге таиландского члена исполкома, получил прибыльную возможность стать официальным дилером немецких автомобилей экстра-класса. 

Ну а Катар получил право на проведение Чемпионата мира по футболу в 2022 году. При том, что заявка этой страны в оценочном протоколе ФИФА занимала последнее место. В отчете было четко сказано о риске для здоровья футболистов из-за жары. Однако Франц Беккенбауэр, член исполнительного комитета, уже после выборов заявил, что эта проблема вообще не обсуждалась.

Кроме того, широкое распространение получила информация, что ФИФА требовала от англичан гарантии нераспространения на Федерацию закона против отмывания денег, который действует в Великобритании. Англичане отказались, и чемпионат мира получила Россия.

Перспективы

Долгие годы именно деньги крупнейших спонсоров ФИФА (чаще всего экспертами упоминаются Adidas, Coca Cola) помогали Авеланжу и Блаттеру сохранять свои посты и странные механизмы работы Федерации. Чиновники помогали крупным корпорациям получить спонсорские контракты, на их деньги выполняли свои обещания, данные странам третьего мира, выплачивали им крупные гранты, большая часть которых оставалась на счетах местных руководителей, и за счет их голосов переизбирались снова.

Однако именно крупный бизнес, кажется, готов выступить в роли слабого звена в этой замкнутой цепи. Имиджевые потери спонсоров из-за коррупционных скандалов в ФИФА грозят нивелировать рекламную прибыль. Чтобы предотвратить такой риск бизнес начинает все более активно поддерживать требования реформ.

Кроме того, ожидаемый финансовый кризис может разорить некоторых важных партнеров ФИФА. Помимо материальных потерь это может привести к повторению истории ISL. Так, например, недавно обанкротилась компания Global Brands Group из Сингапура, партнер ФИФА по части мерчендайзинга. После чего значительная часть доходов, причитающихся Федерации, осела в невидимых каналах.

Кризис может оказать воздействие и на законодательные реформы в местах концентрации банков и международных корпораций. В Швейцарии уже сегодня нарастает недовольство тем, что ФИФА до сих пор пользуется правами некоммерческой организации, хотя только за последние три года ее доходы составили 4,2 миллиарда долларов, что превышает ВВП многих стран.

Результатом этого давления уже стало внедрение нескольких принципиальных перемен. В июне 2011 года было принято решение, что страны-хозяйки чемпионата мира будут определяться на конгрессе представителями 208 национальных ассоциаций-членов ФИФА, а не 24 членами исполнительного комитета.

В этой ситуации крайне интересно будет следить за попытками Пита и Блаттера заменить структурную реорганизацию ФИФА эффектными внешними механизмами, правовая мощь которых нивелируется косвенной траекторией воздействия на внутренние схемы работы Федерации.

Как говорит советник Transparency по вопросам спорта Шенк, сегодня "речь идет о культуре и духе ФИФА, а не о работе над структурой, выражающейся в введении новых комитетов".

Пример Пита показывает нам, что борьба с коррупцией без надлежащего контроля вполне способна стать самым совершенным инструментом новой формы коррупции.