Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Правовая и юридическая природа военных баз представляется одной из наиболее дискуссионных тем в международном праве. О масштабе проблемы позволяет судить тот факт, что военные ведомства разных стран за пределами своей национальной территории контролируют более тысячи объектов. Из них примерно 700 подведомственны США, России принадлежит около 200 объектов.

Юридическая природа

По вопросу о юридической природе аренды территории под иностранную военную базу в специальной литературе издавна ведутся принципиальные споры. При этом с юридической и технической сторон аренда одним государством территории у другого под военную базу является однотипным по форме соглашением.

Можно перечислить десять основных вариантов трактовок юридической природы иностранных военных баз. Первое время, пока военные базы еще не стали распространенной практикой, их часто воспринимали как форму оккупации. Т.е. занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней.

Во времена "холодной войны" появились даже более жесткие определения военных баз, как формы замаскированной аннексии. Заметим, что аннексия представляет собой насильственный акт присоединения государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.

В то же время противоположная сторона определяла природу своих военных баз как кондоминиум, другими словами: как совместное управление одной и той же территорией несколькими государствами. Либо называют их специфичной форме сервитута (ограниченное право пользования чужой вещью). По всей видимости, имеется в виду предиальный сервитут, наиболее распространенный вид которого является право пользования чужим земельным участком.

Большой популярностью во второй половине прошлого века пользовался термин "осуществление юрисдикции" применительно к военным базам.

В последнее время юридической природе военных баз пытаются придать форму различных видов цессий. В международном праве цессия - уступка одним государством другому своей территории по соглашению между ними. Большей популярностью пользуется концессия - форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Также предлагаются такие варианты определения юридической природы военных баз как замаскированная цессия и квазицессия.

Наконец, в юридической науке применимо к военным базам используется понятие sui generis (своеобразный, своего рода), в частности contractus sui generis - договор, не подходящий под установленные договорные типы.

Однако главенствующим можно признать понятие международного права, устанавливающего, что каждое государство осуществляет исключительное верховенство над своей территорией в силу общепризнанных принципов суверенитета и территориального верховенства.

Как известно, почти во всех соглашениях о военных базах записано, что за государствами, сдавшими свою землю в аренду под военные базы, сохраняется суверенитет (такие оговорки имеются, например, в соглашениях США с Кубой, Никарагуа, Данией, Либерией и др.).

Правовой статус

Правовой статус военной базы на иностранной территории — это сложная юридическая категория, отражающая весь комплекс её связей с государством пребывания и своей страной. В структуру этого понятия могут быть включены следующие элементы: правовые принципы; основные права и обязанности; юрисдикция в отношении персонала; привилегии и льготы; юридическая ответственность.

Определение объема прав и обязанностей для государства, создающего военную базу, и персонала, её обслуживающего, прежде всего, является делом внутренней компетенции той страны, на территории которой должна разместиться база. Это обусловлено принципами суверенности каждого государства, недопустимости чьего-либо вмешательства в его внутренние дела.

Тем не менее, в отношении иностранной военной базы государство пребывания должно исходить из принципов международного права, а также норм международных договоров, в соответствии с которыми такие базы и создаются.

Можно проследить некоторое сходство статуса военных баз и дипломатических представительств.

Пожалуй, наибольшее значение в правовом статусе военных баз имеют принципы: взаимного уважения государственного суверенитета и независимости; равноправия и невмешательства во внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой; мирного урегулирования споров, уважения прав человека и основных свобод; добросовестного выполнения обязательств и др.

Кроме того, следует учитывать и специальные принципы, действующие в данной области: важнейший из них - принцип ограниченной юрисдикции государства пребывания в отношении военных баз и их персонала (военные базы на территории иностранного государства реализуют интересы другого государства и поэтому ограждены от вмешательства властей страны пребывания).

Кроме того, надо упомянуть другие два важных принципа: право на защиту военной базу и ее сотрудников государством, в собственности которого она находится; принцип обеспечения неприкосновенности военных баз, а также безопасности их персонала.

Правовое положение

Правовое положение вооружённых сил на иностранной территории определяют двусторонние и многосторонние соглашения. Они закрепляют соответствующие права и обязанности, а также регламентируют порядок и территории военных баз, их задачи и функции, компетенцию организационных структур, входящих в их состав, порядок перемещения подразделений, условия пользования различными сооружениями, средствами транспорта и связи, применения оружия и т.д.

Это позволяет государству пребывания правомерно ограничивать иностранное военное присутствие на своей территории: оно должно исчерпываться обеспечением безопасности и может увеличиваться или сокращаться в зависимости от возрастания или уменьшения угроз безопасности.

Как показывает практика функционирования военных баз, они в принципе не нуждаются в дополнительном закреплении права собственности. Практика обеспечения неприкосновенности военных баз не знает случаев серьезных нарушений.

Важной сферой правового регулирования – внутренняя жизнь военной базы. Ее материально-техническое обеспечение и торгово-бытовое обслуживание осуществляются на долевом выделении страны, которой принадлежит база, и правительством страны пребывания.

В практике правового регулирования статуса военных баз за рубежом, в том числе в области разграничения пределов юрисдикции, использовались и иные подходы. Например, по соглашению между США и Великобританией 1941 года об аренде территории на Бермудских и Багамских островах, Антигуа и Сент-Люсия Соединенные Штаты распространяли свою юрисдикцию и на местных жителей, совершавших противоправные действия в отношении военных баз, пользовались правом наказания их и правом требования их выдачи властям США.

История военных баз

Американский историк Джозеф Герсон считает, что всю историю США вообще можно считать историей борьбы за военные базы.
В частности, война с Испанией, начавшаяся в конце XIX века и завершившаяся захватом Филиппин, Марианских островов, Кубы и Пуэрто-Рико, США вели, по его мнению, для того чтобы получить возможность создать там свои военные базы.

Военный флот того времени не мог долгое время существовать без доступа к дружественным портам. Корабли были ненадежными и должны были прятаться от штормов в безопасных гаванях. В качестве топлива использовался уголь, создание угольных складов становилось не менее важным, чем снабжение корабельной артиллерии снарядами.

Во время Второй Мировой войны США получили право использовать ряд военных баз в Исландии, Северной Африке и Индийском океане от союзников – Великобритании и генерала Де Голля, представлявшего интересы Cвободной Франции. Их использование оказало большое влияние на исход войны против Японии и Германии.

После того как Вторая Мировая война закончилась, американские войска остались на территории западной части Германии, Италии, Франции, Японии, в южной части Корейского полуострова и т.д. Во многих этих странах были созданы постоянные военные базы, часть которых существует и поныне.

В Германии и Японии американские военные базы должны были гарантировать стабильность новых государств. Военное присутствие США в Корее и Японии стало постоянным после Корейской войны.

В 1947 году, после начала "холодной войны", США начали масштабные переговоры с правительствами государств-союзников о возможности размещения американских войск на их территориях. К 1960 году США подписали 8 крупномасштабных многосторонних договоров о военном сотрудничестве с 42 странами мира и заключили отдельные соглашения подобного рода еще с 30 странами, которые дали США право при определенных условиях размещать гарнизоны на их территориях.

Сегодня большую часть военных баз США арендует бесплатно, либо платят символические суммы (аренда базы Гуантанамо в Кубе обходится США в 3,4 тысячи долларов в год). Счета по аренде баз в "союзных" государствах к оплате не предъявляется, поскольку считается вкладом в общую оборону и составляют основу т.н. поддержки принимающей стороны.