МОСКВА, 12 мар — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), как ожидается, огласит 18 марта постановление по жалобе почетного консула Кот-д'Ивуара в Грузии Эмилио Тортладзе, осужденного в 2007 году на 17 лет заключения за нарушение национального законодательства об оружии и наркотических средствах.

Заявитель настаивает, что власти Грузии нарушили его права, гарантированные статьями 3 (запрещение пыток) и 6.1 (право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом) Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции).

Как следует из материалов Страсбургского суда, Тортладзе, будучи почетным консулом Кот-д'Ивуара в Грузии, предположительно исполнял обязанности консульского курьера. В августе 2005 года грузинские правоохранительные органы задержали бывшего руководителя службы безопасности и юриста Генерального консульства Кот-д'Ивуара, чье имя не называется, по подозрению в незаконном хранении наркотических веществ с целью их сбыта. На допросе задержанный сообщил, что приобрел наркотические вещества у Тортладзе, который якобы являлся его постоянным поставщиком.

Получив заверения Министерства иностранных дел о том, что Венская конвенция о консульских сношениях не предусматривает неприкосновенность помещений, занимаемых почетным консулом, сотрудники грузинской полиции, несмотря на возражения Тортладзе, провели обыски по месту его проживания и в консульстве. В результате они обнаружили наркотические вещества в сейфе и ящиках стола почетного консула, одну единицу огнестрельного оружия и некоторое количество боеприпасов. Тортладзе и его супруга заявили, что данные предметы им не принадлежали и их наличие объяснить не смогли. Поскольку супруги отказались от права на присутствие понятых, обыск проводился без них.

Национальные суды Грузии последовательно отклоняли заявления Тортладзе о пристрастности следствия, о нарушении его консульского статуса, требования о допросе независимых свидетелей и жалобы на ведение процесса, в частности, долгое ожидание начала заседаний в ненадлежащих условиях и пребывание в железной клетке. В 2007 году мужчина был осужден на 18 лет заключения, позже апелляционная инстанция снизила срок наказания до 17 лет. В 2008 году Верховный суд Грузии отказался рассматривать дело заявителя.

При коммуницировании жалобы Тортладзе ЕСПЧ интересовало, исчерпал ли заявитель все эффективные внутренние средства правовой защиты, могут ли условия, в которых заявитель находился в ожидании судебного заседания, квалифицироваться как бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, и подпадает ли его содержание в железной клетке в ходе слушаний под действие статьи 3 Конвенции.

Кроме того, Страсбургский суд интересовало, не являлся ли личный обыск заявителя и обыск помещений консульства нарушением положений статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции с учетом судебной практики ЕСПЧ, а также соответствовали ли положениям статьи 6.1 Конвенции действия следствия и суда, основывающиеся на результатах этих обысков, и должным ли образом были рассмотрены аргументы заявителя о его неприкосновенности.

ЕСПЧ также поставил вопрос об основаниях отказа ВС Грузии от рассмотрения дела заявителя и запросил у властей Грузии предоставления соответствующих материалов с целью оценки их соответствия положениям статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции.