МОСКВА, 23 дек — РАПСИ. Cуд в Стамбуле заочно приговорил к 27,5 годам лишения свободы бывшего главного редактора газеты «Джумхуриет» Джана Дюндара по обвинению в «политическом и военном шпионаже» и поддержке движения Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара считает организатором неудавшейся попытки государственного переворота в июле 2016 года, сообщает Reuters.

Журналист был арестован в ноябре 2015 года за публикацию ряда материалов о действиях властей Турции. Впоследствии Дюндар был освобожден под залог ввиду допущенных процессуальных нарушений.

В настоящее время журналист проживает в Германии. По решению турецкого суда его активы в стране, включая четыре объекта недвижимости в Анкаре, Стамбуле и Мугле, а также банковские счета арестованы.

Представители защиты не присутствовали на оглашении приговора. «Мы не хотим быть частью процесса придания легитимности ранее вынесенного политического вердикта», — приводит Reuters заявление адвоката Дюндара. По его словам, решение стамбульского суда — демонстрация подавления свободы слова в Турции.

Решение ЕСПЧ по делу журналистов «Джумхуриет»

Напомним, 10 ноября этого года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) частично удовлетворил жалобу (23199/17) десяти турецких журналистов и сотрудников газеты «Джумхуриет», ставших фигурантами уголовного дела по обвинению в связи с движением Гюлена.

Спустя две недели ЕСПЧ рассмотрел жалобу (36493/17) еще одного сотрудника газеты — Ахмета Шика, также признав нарушение его прав.

В постановлениях по жалобам указывается, что имело место нарушение права заявителей на свободу и личную неприкосновенность по смыслу пункта 1 статьи 5 Европейской конвенции по правам человека. В Страсбурге согласились с тем, что арест журналистов по подозрению в распространении пропаганды от имени и в интересах организаций, которые в Турции считаются террористическими (в частности, упоминалось движение Гюлена), не имел под собой каких-либо доказательств и был основан исключительно на подозрениях правоохранительной службы.

Наряду с этим ЕСПЧ признал нарушение прав журналистов на свободу мысли, совести и религии, поскольку прокуратура Турции так и не пояснила, где, по ее версии, в опубликованных материалах содержался призыв к насилию или выражалась поддержка организациям, причисляемых Анкарой к террористическим.

В то же время заявителям не удалось продемонстрировать необходимые доказательства заявленного нарушения Анкарой статьи 18 Конвенции (пределы использования ограничений в отношении прав) в сочетании со статьями 5 и 10. Журналисты настаивали, что их заключение под стражу и последующее продолжительное содержание в местах лишения свободы имело под собой цель не допустить распространения критических комментариев в адрес турецких властей.

По решению суда в Страсбурге 9 заявителей получат по 16 тысяч долларов каждый.