МОСКВА, 17 — РАПСИ. Подозреваемый в преступлении гражданин государства-члена ЕС, задержанный на территории другого государства-члена ЕС, может быть экстрадирован в страну, не входящую в содружество, только после двусторонней консультации между этими государствами-членами ЕС.

В рамках этой процедуры сторона, на обработке которой находится вопрос о выдаче, должна передать другой стороне полную информацию обо всех обстоятельствах и юридических фактах, обозначенных в запросе на экстрадицию. При этом государству-члену ЕС, гражданином которого является фигурант дела, должно быть предоставлено разумное время для составления собственного европейского ордера на арест (ЕОА), если оно сочтет это необходимым.

В случае соблюдения этого обязательства государство-член ЕС может продолжить процедуру обработку запроса об экстрадиции и при необходимости осуществить выдачу этого человека, если ордер так и не был выдан в разумный срок.

Об этом говорится в разъяснении Большой Палаты суда Европейского Союза (C-398/19) по обращению Высшего земельного суда Берлина (Kammergericht Berlin), на рассмотрении которого находился запрос Украины на экстрадицию ее гражданина. При этом он является также гражданином Румынии. 

Законодательство Германии запрещает выдачу собственных граждан, но не выдачу граждан других государств-членов ЕС. Берлинский суд пришел к предварительному заключению, что экстрадиция на Украину в конкретных обстоятельствах дела является законной, и вместе с тем выразил сомнение, соблюдены ли им таким образом принципы, изложенные судом ЕС в деле Алексея Петрухина (Aleksei Petruhhin v Latvijas Republikas, C-182/15) с учетом того, что румынская сторона так официально и не объявила о своем решении касательно того, будет ли она инициировать собственный ордер или нет.

В постановлении по делу Петрухина указывается, что член ЕС, получив запрос об экстрадиции гражданина другого государства-члена ЕС, должен проинформировать это государство о получении запроса и передать ему гражданина в случае принятия этим государством такого решения в соответствии с Рамочным решением 2002/584 при условии, что государство-член ЕС вправе преследовать своего гражданина за преступления, в совершении которых он обвиняется за пределами страны.

В свете этого суд Берлина поднял вопрос, как в такой ситуации толковать статьи 18 (запрет дискриминации по признаку национального гражданства) и 21 (право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов при соблюдении ограничений и условий, предусмотренных законами ЕС) Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU).