МОСКВА, 3 ноя — РАПСИ. Высокий суд Лондона признал бывшего владельца ОАО «Банк Российский кредит» Анатолия Мотылева несостоятельным (банкротом) на территории Великобритании по обращению Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

«Таким образом, требования комитета кредиторов, обязывающие финансового управляющего к розыску имущества и началу процедуры банкротства в Великобритании, признаны законными», — сообщили в АСВ, поприветствовав решение суда и выразив надежду, что оно позволит вернуть средства для последующего расчета с кредиторами ОАО «Банк Российский Кредит» и других перечисленных финансовых организаций.

В рамках этого дела в конце сентября этого года британский суд распорядился заморозить активы банкира по заявлению его финансового управляющего в исполнение решения комитета кредиторов.

Наряду с этим были инициированы обыски в местах предположительного пребывания банкира в рамках поиска имущества, выведенного в иностранные юрисдикции.

«Суд также принял аргументы, доказывающие, что А. Л. Мотылев являлся контролирующим лицом финансовых организаций, среди которых ОАО «Банк Российский кредит», КБ «КРК», ЗАО «М Банк», «АМБ Банк» (ПАО), Банк «Тульский промышленник» (ПАО), АО «НПФ «Солнечное время», АО НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия», АО НПФ «Сберегательный», АО НПФ «Защита будущего», АО НПФ «Адекта-Пенсия», АО ПНФ «Сберегательный фонд Солнечный берег» и НО НПФ «Уралоборонзаводский», — отметили в АСВ.

Банкротство организаций Мотылева

Центральный банк (ЦБ) РФ 24 июля 2015 года отозвал лицензии сразу у четырех банков, подконтрольных Мотылеву, — «Российского кредита», «Тульского промышленника», М Банка и АМБ Банка. Арбитражные суды признали эти кредитные организации несостоятельными.

Регулятор 1 сентября 2015 сообщил, что, по предварительной оценке, общая «дыра» в капитале банков, входивших в банковскую группу Мотылева, оценивается в сумму более 100 миллиардов рублей. В ходе проверки качества активов банков и входящих в состав группы НПФ регулятор установил, что проводимые внутри группы операции осуществлялись с целью сокрытия информации о реальном финансовом положении банков и пенсионных фондов, а также о выводе активов.

Арбитражный суд Москвы 13 октября 2015 года признал ОАО «Банк Российский кредит» банкротом.

В мае 2016 года стало известно, что Басманный суд столицы арестовал имущество Мотылева. Под арест попали, в частности, несколько квартир и земельные участки в Одинцовском районе Подмосковья.

Столичный арбитраж 19 февраля 2018 года признал Мотылева несостоятельным (банкротом), в отношении него была введена процедура реализации имущества гражданина.

В производстве суда находится на рассмотрении заявление госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) о взыскании солидарно 3,6 миллиарда рублей убытков с экс-владельца «Российского кредита» Мотылева и еще четырех топ-менеджеров организации. Также в заявлении конкурсного управляющего содержится требование о взыскании с экс-руководителей банка убытков на сумму от 1,5 до 2,6 миллиарда рублей.

В мае 2019 года кассационная инстанция подтвердила отказ АСВ в аресте имущества Мотылева на сумму 3,9 миллиарда рублей. Было отказано и в аналогичном требовании управляющего об аресте имущества еще четырех руководителей банка на сумму от 5,5 до 6,5 миллиарда рублей.

Ходатайство об аресте имущества было направлено в суд в рамках заявления агентства о взыскании убытков в размере более 12 миллиардов рублей с экс-руководства банка.

В результате проведенной проверки АСВ установлено, что контролирующие банк лица принимали решения о предоставлении кредитов техническим юридическим лицам. Эти юрлица не вели хозяйственной деятельности, сопоставимой с масштабами кредитования, и не обладали собственным имуществом и доходами, позволявшими им обслуживать задолженность по кредитам, отметило АСВ.

Указанные обстоятельства в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» и Гражданского кодекса РФ являются, по мнению агентства, основанием для привлечения контролирующих банк лиц к гражданско-правовой ответственности в форме взыскания убытков.

В августе этого года арбитраж продлил на шесть месяцев срок процедуры реализации имущества Мотылева. Ходатайство о продлении банкротства было направлено в суд Колдыревой. Арбитраж отметил, что не все мероприятия процедуры банкротства завершены, не реализовано имущество, не произведены расчеты с кредиторами.