МОСКВА, 23 сен — РАПСИ. Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка отклонил иск нескольких инвестиционных фондов, управляющих компаний, а также Эндрю Интратера, кузена Виктора Вексельберга, добивавшихся разблокировки своих активов, замороженных в рамках санкционных мер против иностранных лиц, в том числе владельца ГК «Ренова».

На отклонении иска настаивало Министерство юстиции США, которое наряду со своим руководителем Стивеном Мнучинем, Управлением по контролю над иностранными активами Минюста (OFAC) и главой этого управления были заявлены в качестве ответчиков. Таким образом, суд удовлетворил их ходатайство.

«Этот иск подан в связи с безосновательным лишением граждан Соединенных Штатов имущественных интересов и продолжающимся вмешательством в эти интересы со стороны правительства посредством программ экономических санкций, направленных против иностранных граждан. Ущерб истцам, которые являются гражданами Соединенных Штатов или юридическими лицами, полностью принадлежащими гражданам Соединенных Штатов, усиливается из-за неспособности правительства санкционировать разрешение, чтобы истцы могли пользоваться своими имущественными правами», — говорилось в исковом заявлении.

Истцы обращали внимание суда, что Вексельберг и принадлежащая ему ГК «Ренова» наряду с другими российскими лицами оказались под санкциями в связи с соответствующим указом от 2014 года, подписанным на тот момент президентом США Бараком Обамой.

В соответствии с предписаниями OFAC санкции оказались косвенно распространены на инвестиционные фонды и управляющие компании из числа истцов, поскольку они являются миноритариями структур, доля участия в которых Вексельберга и/или «Реновы» составляет или превышает 50%.

Истцы жаловались на то, что OFAC обнародовало правила, определяющие процедуру разблокирования активов по заявлению оказавшегося под санкциями иностранного лица, однако для американских лиц такого рода правил по восстановлению в правах нет. Все, что они могут сделать, — это подать заявку на получение разрешения от управления на определенные действия с активами, которые запрещены установленным им регламентом.

Начиная с апреля 2018 года, когда в отношении Вексельберга и «Реновы» был введен санкционный режим, инвестиционные фонды и управляющие компании из числа истцов направили в OFAC многочисленные документы, добиваясь разрешения на работу с активами под гарантии, что средства никоим образом не будут перечисляться иностранным лицам из «черного списка».

В июле 2019 года истцы утверждали, что за прошедший год они не добились в OFAC ровным счетом ничего: «истцы остаются в полной неопределенности, они не в состоянии контролировать, управлять, использовать или распоряжаться своей собственностью».

Сроки, в которые управление должно отреагировать на заявку на получение разрешения на совершение действий с активами, нигде не прописаны, как и правовые стандарты, которым управление должно руководствоваться, поясняют истцы.

Истцы настаивали на признании нарушения со стороны властей США Четвертой поправки к Конституции в связи с применением «правила 50 процентов», что приводит якобы к необоснованному и немотивированному ограничению имущественных прав граждан Соединенных Штатов и субъектов, на которые санкции формально не распространяются.

Наряду с этим они заявляли, что Минюст и OFAC нарушили Пятую поправку к Конституции США в части гарантий их процессуальных прав, в том числе из-за того, что санкционные правила, по мнению истцов, не устанавливают сроков рассмотрения и предоставления оснований отказа в удовлетворении запросов на разрешение определенных действий с активами, а также из-за отсутствия публично доступных инструкций по оспариванию действий OFAC.

Таким образом, истцы, чьи интересы представляют адвокаты юридической фирмы Latham & WatkinsLLP, ожидали удовлетворения своих претензий к властям США судом присяжных, который, как они полагают, должен объявить применение к ним «правила 50 процентов» противоречащим Конституции, арест их активов — необоснованным и нарушающим Четвертую поправку, установить факт нарушения Пятой поправки, обязать власти разблокировать активы или иным способом восстановить их имущественные права и принять иные меры в их интересах на свое усмотрение.