МОСКВА, 29 июл — РАПСИ. Парламент Турции принял законопроект, обязывающий крупные социальные сети иметь представительство в стране и вводящий новые требования по модерированию контента.

Закон может вступить в силу уже с 1 октября этого года, сообщает Associated Press. 

В соответствии с законопроектом в полномочия представительств социальных сетей будет входить рассмотрение жалоб на размещаемый на их платформах контент. При возникновении претензий у уполномоченных государственных органов страны администрация соцсети обязана будет в течение 48 часов представить объяснение в случае отказа. 

Наряду с этим законопроектом предписывается компаниям-администраторам соцсетей хранить пользовательские данные граждан Турции на территории страны, отмечает агентство.

Инициаторами законопроекта выступили правящая Партия справедливости и развития и Партия националистического движения. В пояснительной записке к законопроекту авторы пояснили, что он необходим для борьбы с киберпреступностью и защиты пользователей, в том числе от травли в социальных сетях.

Напомним, международные правозащитные организации неоднократно выражали обеспокоенность политикой Турции в области регулирования доступа к интернет-ресурсам. Так, в ноябре 2019 года Комиссар Совета Европы (СЕ) по правам человека Дуня Миятович в письменном замечании, представленном в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), по спору между Wikimedia Foundation, Inc и властями Турции отметила, что их подход неприемлем в демократическом обществе и нарушает права граждан, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека. 

Миятович пояснила, что пример столь жесткого регулирования «Википедии» наглядно демонстрирует преобладающую в настоящее время в Турции модель неоправданного ограничения права на получение и распространение информации, свободу выражения мнения, доступа к важным ресурсам общепризнанной ценности, которые по оценке властей страны являются неприемлемыми и оскорбительными. 

«Системный характер проблемы требует далеко идущих мер, включая полный пересмотр соответствующего турецкого законодательства», — отмечала Комиссар. По ее мнению, сама правовая терминология закона об интернете содержит многочисленные нарушения статьи 10 (свобода выражения мнения) Конвенции, в частности, из-за широких полномочий исполнительной ветви власти, что на практике отражается в «исключительно непропорциональном» использовании мер блокировки.