МОСКВА, 18 июн — РАПСИ. Венгерский закон о некоммерческих организациях (НКО), получающих финансирование из-за рубежа, накладывает дискриминационные и необоснованные ограничения в отношении физических и юридических лиц и не соответствует законодательству Евросоюза, следует из постановления Люксембургского суда (C‑78/18).

Европейский суд пришел к заключению, что была нарушена статья 63 (о свободном перемещении капиталов) Договора о функционировании Европейского союза (TFEU), а также право на уважение частной и семейной жизни, на защиту личных данных, на свободу ассоциаций, гарантируемые статьями 7, 8 и 12 (соответственно) Хартии Европейского союза по правам человека.

Фабула дела

В 2017 году в Венгрии был принят закон, декларированная цель которого заключалась в обеспечении прозрачности функционирования НКО, получающих денежные средства из-за рубежа.

В соответствии с правовой новеллой, организации, попадающие под данную категорию (главный критерий — общая сумма ежегодных пожертвований более 24 тысяч евро), обязаны зарегистрироваться в венгерских государственных органах в новом для себя статусе.

Среди прочего, отмечается в материалах дела, требовалось перечислять всех спонсоров, чьи пожертвования превысили сумму в 500 тысяч форинтов (около 1,4 тысячи евро).

Впоследствии данная информация публиковалась на общедоступной электронной платформе, а попавшие в список НКО на официальном сайте и во всех материалах обязаны были указывать, что они являются «организацией, получающей поддержку из-за рубежа».

Закон вызвал широкий резонанс в Европейском Союзе, побудив регуляторов начать диалог с национальными властями. В результате Европейская комиссия в 2017 году подала на Венгрию иск в Европейский суд в Люксембурге, пояснив в заявлении, что, закон об НКО предположительно вышел за пределы TFEU и Хартии.

Позиция суда Европейского Союза

В Люксембурге согласились с позицией Брюсселя, отметив дискриминационный характер обсуждаемого закона. В постановлении подчеркивается, что обязательная регистрация, декларация пожертвований, публикация об этом информации, а также штрафные санкции вплоть до закрытия организации в совокупности создали незаконные ограничения на перемещения капиталов между государствами-членами ЕС, в том числе с третьими странами, по смыслу статьи 63 TFEU.

При этом, напомнил суд, некоторые организации могут, принимая во внимание их цели, становиться объектом повышенного внимания со стороны государственных регуляторов. Однако в данном случае власти Венгрии не смогли предоставить вразумительное объяснение, каким образом цель, которую они якобы преследуют обсуждаемым законом — повышение прозрачности, — достигается с помощью мер, накладываемых в отношении всех без исключения НКО.

Вместо этого, предположили в Люксембурге, Венгрии стоило бы сконцентрироваться на совершенствовании правового поля только для определенных организации, которые действительно могут оказать существенное влияние на общественную жизнь и дискуссию.

Что касается положений Хартии, Европейский суд усомнился в соразмерности требований к организациям в свете права на свободу ассоциаций — «одну из фундаментальных основ демократического и плюралистического общества», как подчеркивается в постановлении. В Люксембурге согласились с позицией Еврокомиссии в том, что новые требования существенно осложняют функционирование НПО и приводят к росту их административных затрат.

Отдельное внимание судей привлекла норма, предусматривающая публикацию персональных данных лиц, финансирующих НКО. В данном случае претензии касаются столь широкого вмешательства в частную жизнь людей, а также соблюдения требований защиты и конфиденциальности информации личного характера, в том числе потому, что законом не предусмотрено гарантий проведения ее обработки без манипуляций, в четко определенных целях, с согласия заинтересованного лица или иных правомерных оснований.