МОСКВА, 4 июн — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге счел несправедливым судебный процесс над бывшим министром внутренних дел Северной Македонии Любе Бошкоским, по результатам которого он был приговорен к семи годам лишения свободы за незаконное финансирование избирательной кампании в парламент в 2011 году.

Страсбургский суд усмотрел нарушение пункта 1 и 3 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека, гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство.

Фабула дела

Заявитель, занимавший пост министра МВД в 1998-2002 годах, был арестован 6 июня 2011 года — на следующий день после парламентских выборов, в которых он принял участие в составе партии United for Macedonia. Расследование проводил Отдела финансовых преступлений Центральной полицейской службы Министерства внутренних дел Северной Македонии. Действия правоохранительных органов, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, были основаны на показаниях свидетеля и информации, собранной в ходе двухмесячной слежки за бывшим чиновником. Бошкоский свою вину отрицал.

Отмечалось, что свидетель являлся иностранным гражданином и согласился дать показания исключительно при условии предоставления ему защиты в интересах безопасности его и членов его семьи. Что касается Бошкоского, он утверждал, что был знаком со свидетелем и в ходе нескольких очных встреч передал в сумме 130 тысяч евро, которые политик обязался использовать для финансирования своей избирательной кампании.

Национальные судебные инстанции согласились с условиями свидетеля, показания которого были получены посредством специальной техники, исказившей его лицо и голос. Наряду с этим, по распоряжению суда три судебных слушания прошли при закрытых дверях в интересах правосудия — в ходе них как раз и были заслушаны свидетельские показания и видеозаписи, собранные в ходе слежки за Бошкоским.

В результате в ноябре 2011 года Бошкоского признали виновным и приговорили к 7 годам лишения свободы. Апелляционная инстанция снизила срок до 5 лет, оставив решение в остальной части без изменений. Попытка заявителя оспорить постановление нижестоящих инстанций в Верховном суде не увенчалась успехом. Между тем на всех этапах разбирательства суды подтверждали, что приобщенные к делу доказательства были получены законным путем.

Бошкоский обратился в Страсбург в ноябре 2013 года, заявив о нарушении своих прав по смыслу пунктов 1 и 3 статьи 6 Конвенции.

Позиции ЕСПЧ

Страсбургский суд напомнил, что публичное проведение судебных слушаний является основополагающим принципом правосудия в демократическом обществе, который может быть попран только в исключительных обстоятельствах, которые прямо определены в пункте 3 статьи 6 Конвенции.

Ознакомившись с причинами, по которым македонский суд провел три слушания при закрытых дверях, ЕСПЧ установил, что они в целом могут служить обоснованием такого решения, однако конкретно в деле Бошкоского это не было оправдано.

Наряду с этим, европейский суд не увидел смысла в засекречивании личности свидетеля и предоставлении ему защиты, поскольку они с Бошкоским, по их же собственным утверждениям, были друзьями, неоднократно встречались, в том числе в компаниях. Более того, национальными судебными инстанциями не была проверена информация о том, выражал ли политик хотя бы раз какие-либо недоброжелательные намерения в отношении свидетеля или его семьи. В таких условиях, подчеркнули в Страсбурге, нет причин исходить из того, что безопасности свидетеля и его окружения могло что-то угрожать.

Что касается самого процесса получения показаний засекреченного свидетеля, ЕСПЧ отметил, что предпринятые для этого меры сделали невозможным эффективное наблюдение за его поведением, даже учитывая тот факт, что он был проинформирован о последствиях предоставления ложной информации.

В результате судьи в Страсбурге пришли к заключению, что процесс в отношении бывшего македонского чиновника не отвечал требованиям справедливого судебного разбирательства по смыслу положений 6 статьи Конвенции.