МОСКВА, 8 апр — РАПСИ. Польские власти обязаны немедленно приостановить действие положений национального законодательства о полномочиях Дисциплинарной палаты ВС страны в отношении разбирательства дисциплинарных проступков судей. Правовые и фактические аргументы Еврокомиссии достаточны для введения временных мер, гласит решение Суда ЕС.

Европейская комиссия обратилась в Люксембургский суд в октябре 2019 года, настаивая, что новый дисциплинарный режим в отношении судей Верховного суда Польши и нижестоящих судов, осуществляемый через новосозданную Дисциплинарную палату, нарушает законодательство ЕС, поскольку не содержит гарантий независимости и беспристрастности этого органа, так как он формируется под контролем законодательных властей страны.

В ноябре 2019 года Суд ЕС пришел к выводу, что Дисциплинарная палата не могла считаться независимым и беспристрастным трибуналом в смысле, определяемом законодательством ЕС, и, соответственно, исполнять полномочия судебного органа в рамках как общеевропейского права, так и национального права Польши. Несмотря на это, палата продолжила свою деятельность.

Исходя из этих обстоятельств, в январе 2020 года Еврокомиссия обратилась в Люксембургский суд с требованием ввести в отношении Польши временные меры, которые обязывали бы власти этой страны приостановить, на период до принятия судом окончательного решения о неисполнении Польшей своих обязательств как государства-члена ЕС, действие соответствующих положений закона о Дисциплинарной палате; не передавать дела, стоящие перед этим органом, на рассмотрение иных трибуналов до тех пор, пока не будет доказана их независимость и беспристрастность; в месячный срок после принятия судом решения о введении временных мер известить Комиссию о принятых для их исполнения действиях.

Кроме того, Еврокомиссия оставила за собой право запросить суд о принятии постановления, налагающего на Польшу денежный штраф в случае очевидного отказа национальных властей от исполнения вышеперечисленных временных мер.

Принимая свое постановление, Суд ЕС отклонил аргументы Польши о неприемлемости иска ввиду отсутствия у него должной юрисдикции, разъяснив, что, хотя организация правосудия и находится в компетенции национальных властей, они при этом обязаны соблюдать положения законодательства ЕС.

Суд также напомнил, что имеет право на введение временных мер в случае, если это оправданно правовыми и фактическими обстоятельствами, и такие меры неотложно требуются во избежание серьезного и непоправимого ущерба интересам ЕС, представляемого Комиссией, что, по его мнению, отвечает обстоятельствам дела.