МОСКВА, 30 янв — РАПСИ. Условия содержания лиц в следственных изоляторах на Украине не соответствуют стандартам Европейской конвенции по правам человека, при этом сама проблема носит структурный характер и не позволяет пострадавшему получить надлежащую компенсацию за нарушение его прав, следует из пилотного постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по жалобе Виктора Сукачёва (14057/17).

Наряду с этим, руководствуясь выводами Комитета министров Совета Европы по ситуации за последние 14 лет и статьей 46 (Обязательная сила и исполнение постановлений) Конвенции, ЕСПЧ призвал Киев в течение 18 месяцев (с момента признания данного постановления окончательным) провести реформу пенитенциарной системы в стране.

По мнению суда, изменения должны быть направлены на учреждение независимого органа по надзору за условиями содержания под стражей и принятие пакета поправок к действующему законодательству, которые регламентируют процедуру сокращения срока содержания под стражей и расчета материального ущерба в качестве возможного варианта компенсации за нарушения прав человека по смыслу статей 3 (Запрещение пыток) и 13 (Право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции.

В Страсбурге напомнили, что постановление по жалобе Сукачёва является уже 56 по счету, где так или иначе поднимается проблема ненадлежащих условий содержания лиц в следственных изоляторах, в то время как сегодня на рассмотрении суда находятся еще порядка 120 аналогичных жалоб. Согласно статистическим данным, отметил суд, это затронуло уже порядка 20 тысяч человек.

Жалоба Сукачёвым была подана в ЕСПЧ в феврале 2017 года. Заявитель, в частности, утверждал, что камеры были переполнены, с плохим освещением и вентиляцией, а также не имели необходимого разделения между туалетом и остальной частью помещения. Более того, по его мнению, эта ситуация усугублялась условиями содержания, которые среди прочего не подразумевали продолжительного нахождения вне подобных камер и принятия душа более одного раза в неделю. Страсбургский суд согласился с доводами Сукачёва, признав, что совокупный эффект от условий его содержания в следственном изоляторе говорит о нарушении Киевом статьи 3 Конвенции.

При этом, подчеркнул ЕСПЧ, как и в предыдущих делах против Украины, жалоба заявителя в прокуратуру не может расцениваться как эффективное средство правовой защиты, поскольку отсутствуют гарантии независимой и беспристрастной проверки условий содержания. Одним из наиболее существенных ее недостатков, как отметил суд, является исключение фигуранта из процедуры разрешения спора — заключение выносится по результатам встречи только представителей прокуратуры и следственного изолятора.