МОСКВА, 16 янв — РАПСИ. Власти Турции восстановили доступ к бесплатной многоязычной совместной онлайн-энциклопедии «Википедия» на территории республики, сообщает издание The New York Times.

Соответствующее решение было принято в исполнение постановления Конституционного суда Турции, который в декабре прошлого года признал, что блокировка ресурса не соответствует принципам демократического общества и нарушает право граждан на свободу слова по смыслу национального и международного законодательств. 

«Восстановление «Википедии» — это только начало. Мы не должны забывать о масштабах проблемы свободы выражения в Турции», — цитирует издание профессора права Ямана Акдениза, который также напомнил, что более тысячи различных сайтов до сих пор находятся в черном списке.

Доступ к «Википедии» был ограничен в 2017 году, после того как электронный ресурс отказался удалять материалы, в которых, по мнению властей республики, часть сведений не соответствовала действительности и очерняла имидж официальных лиц государства. 

Международные правозащитные организации множество раз выражали свою обеспокоенность политикой Турции в области регулирования доступа к интернет-ресурсам. Так, в ноябре прошлого года Комиссар Совета Европы (СЕ) по правам человека Дуня Миятович в письменном замечании, представленном в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), по спору между Wikimedia Foundation, Inc и Турцией отметила, что их подход неприемлем в демократическом обществе и нарушает права граждан по смыслу Европейской конвенции по правам человека. 

Миятович пояснила, пример столь жесткого регулирования «Википедии» наглядно демонстрирует преобладающую в настоящее время в Турции модель неоправданного ограничения права на получение и распространение информации, свободу выражения мнения, доступа к важным ресурсам общепризнанной ценности, которые, по оценке властей страны, являются неприемлемыми и оскорбительными. 

«Системный характер проблемы требует далеко идущих мер, включая полный пересмотр соответствующего турецкого законодательства», — отмечала Комиссар. По ее мнению, сама правовая терминология закона об интернете содержит многочисленные нарушения статьи 10 (свобода выражения мнения) Конвенции, в частности, из-за широких полномочий, сконцентрированных у исполнительной ветви власти, что на практике отражается в «исключительно непропорциональном» использовании мер блокировки.

Турецкие судебная система, в свою очередь, лишь усугубляет существующую проблему, поскольку низшие инстанции не в состоянии оценить пропорциональность мер блокировки и провести обоснованный, контекстуальный и основанный на правах человека анализ жалоб заявителей, чьи права были предположительно нарушены. Это приводит к ситуации, поясняет Миятович, когда Конституционный суд Турции является единственной инстанцией, способной «провести соответствующую Конвенции оценку мер блокировки». Однако в связи с количеством решений исполнительной ветви власти об ограничении доступа к различными интернет-ресурсам и чрезмерными задержками в отправлении правосудия, верховная судебная инстанция республики не может рассматриваться сегодня в качестве надлежащего форума для исправления нарушений, связанных с блокировкой в интернете.

Адвокат Кан Йегинсу, представляющий интересы «Википедии» в ЕСПЧ, рассказал в беседе с The New York Times, что национальное законодательство Турции в области регулирования распространения информации нуждается во всесторонней оценке со стороны международных инстанций для исключения возможности повторения ситуации с интернет-энциклопедией. В частности, он напомнил, что в настоящее время по меньшей мере 47 журналистов остаются в местах лишения свободы, хотя они лишь выполняли свои профессиональные обязанности.