МОСКВА, 17 июл — РАПСИ, Никита Корф. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу судьи Яна Гженда о нарушении властями Польши права на справедливое судебное разбирательство.

Заявитель, судья Высшего административного суда Польши, обратился в Страсбургский суд 4 сентября 2018 года в связи с преждевременным прекращением его четырехлетнего мандата на членство в Национальном совете судей — специальном органе, отвечающем за назначение судей различных инстанций и рассмотрение этических жалоб на представителей судебного и адвокатского корпусов.

В соответствии с инициированным в конце 2017 пакетом поправок полномочия по назначению 15 из 25 членов Национального судебного совета и номинированию судей Верховного суда были переданы в ведение нижней палаты парламента Польши — Сейма.

До вступления в силу изменений 21 из 25 кандидатур в Национальный совет судей предлагали представители судейского корпуса при необходимом одобрении 3/5 голосов депутатов Сейма.

Теперь кандидаты должны набрать поддержку группы из 2000 граждан, после чего получить согласие простого большинства парламентариев.

Таким образом, в начале 2018 года весь состав Национального совета судей отправили в отставку и сформировали новый, мандат заявителя был отозван.

Ссылаясь на пункт 1 статьи 6 (право на доступ к суду) и статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской Конвенции по правам человека, Гженда утверждает, что ему было отказано национальными инстанциями в обжаловании решения Сейма в судебном порядке.

Напомним, что в 2018 году вступил в силу законопроект правящей национал-консервативной партии "Закон и справедливость" о реорганизации в Верховном суде и о Национальном совете юстиции.

Помимо реформирования процедуры назначения членов Национального судебного совета был понижен пенсионный возраст судейского корпуса и порядок их переназначения в случае желания продолжать профессиональную деятельность. В результате 150 из 700 судей общей юрисдикции и 2/3 судей Верховного суда, включая его председателя, были лишены мандата.

Реформа получила широкую критику со стороны экспертного сообщества. Так, специальная группа Совета Европы против коррупции (ГРЕКО) по результатам проведения экспертизы обнародовала заключение, в котором говорилось о нарушении польскими властями Лиссабонского договора, повышении рисков возникновения коррупциогенных факторов в судебной системе страны и подрыве системы сдержек и противовесов.

Еврокомиссия, впервые применив статью 7 Договора о Европейском союзе (существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей ЕС), запросила у национальных органов детального доклада о ходе реформы.

Однако после отказа властей Польши последовать рекомендациям высший исполнительный орган власти ЕС запустил санкционную процедуру, в том числе обратившись с заявлением в Люксембургский суд в связи с предполагаемым нарушением законодательства ЕС в вопросах независимости судебной системы. 

"Власти Польши должны незамедлительно приостановить применение положений национального законодательства, касающихся снижения возраста выхода на пенсию для судей Верховного суда", — указывалось в постановлении Люксембургского суда о принятии обеспечительных мер, вынесенном в конце 2018 года.

Польский парламент принял решение последовать рекомендациям европейских органов, вновь приняв поправки к регулирующим деятельность судейского корпуса нормативным актам.

Несмотря на пересмотр законопроекта польскими парламентариями, у суда ЕС сохранилась заинтересованность в рассмотрении этого дела ввиду неуверенности, что все предполагаемые нарушения были устранены, и необходимости наблюдения за сохранением принципа независимости судебной системы в странах-участниках ЕС, указывалось в решении суда.

В июне этого года Люксембургский суд вынес окончательное постановление, установив нарушения законодательства Европейского Союза (ЕС) в вопросах независимости и несменяемости представителей судебного корпуса.