МОСКВА, 30 апр — РАПСИ, Владимир Ядута. Две жалобы по спору о задолженности Украины в 3 миллиарда долларов находятся в настоящее время на рассмотрении в Верховном суде (ВС) Великобритании.

Россия в конце 2013 года выкупила евробонды Украины, срок погашения по которым наступал в декабре 2015 года. Москва неоднократно заявляла, что ожидает выполнения Киевом взятых на себя обязательств, однако этого не произошло.

В связи с этим в феврале 2016 года фонд The Law Debenture Corporation PLC по указанию Министерства финансов РФ обратился в Высокий суд Лондона.

В конце марта 2017 года Лондонский суд, рассмотрев заявление по ускоренной процедуре, вынес постановление, согласно которому украинская сторона была обязана выплатить всю сумму задолженности по облигациям плюс проценты.

Судья Блэр решил, в частности, что заявление касается лишь вопроса оплаты задолженности, и этот вопрос не требует полноценного разбирательства. Таким образом, постановление опиралось исключительно на положения английского права, которым регламентировалась сделка по облигациям и на использование которого согласилась украинская и российская стороны.

Киев обжаловал это решение, и осенью 2018 года апелляция была удовлетворена: по мнению Лондона, аргументация украинской стороны нуждалась в более детальном изучении.

В качестве одного из аргументов в свою защиту Киев указывал на то, что поданное в Лондонский суд заявление «является частью расширенной стратегии незаконной, нелегитимной экономической, политической и военной агрессии со стороны Российской Федерации против Украины и ее народа, призванной подорвать стремление украинского народа участвовать в процессе евроинтеграции».

Так дело дошло до ВС Великобритании, куда поступил запрос на обжалование отказа апелляционной инстанции принять во внимание экспертные заключения по делу о задолженности. Как пояснили РАПСИ в суде, этот запрос был отклонен.

В то же время суд рассмотрит жалобу The Law Debenture Corporation PLC на решение апелляционной инстанции о возможности украинской стороны выстраивать свою защиту, исходя из того, что невыполнение обязательств было вынужденным (defence of duress).

Кроме того, ВС рассмотрит встречную апелляцию украинской стороны, также касающуюся вопросов ее защиты.