МОСКВА, 22 мар — РАПСИ. Житель Одессы Михаил Рытиков, проходящий по делу о кибермошенничестве, по которому в феврале был осужден на 12 лет лишения свободы гражданин РФ Владимир Дринкман, пожаловался в суд в США на нарушение своих «прав и фундаментальных свобод» украинским СБУ.

Согласно копиям судебных материалов, находящихся в распоряжении РАПСИ, Рытиков, чье дело находится в Федеральном суде Восточного округа Вирджинии, и который, по данным американского Минюста, скрывается от проводимого в США следствия, представил суду заявление, обвиняющее одесское подразделение СБУ в якобы неправомерном удержании изъятых у него в 2009 году по представлению правоохранительных органов США компьютерного оборудования и документов.

Рытиков утверждает, что при проведении обысков и изъятии оборудования сотрудники одесского СБУ и прокуратуры, исходя из «личных (коррупционных) мотивов», нарушили полученные из США инструкции по предотвращению его порчи, а также не привлекли к следственным действиям американских правоохранителей, как требовалось в запросе на оказание международной правовой помощи.

Как указал Рытиков в своем заявлении, еще в 2010 году компетентные органы США якобы известили украинских правоохранителей о том, что уже получили все необходимые им данные, и больше не нуждаются в материальных носителях. Тем не менее украинские правоохранители продолжают удерживать изъятые в 2009 и 2016 годах сервера и другое оборудование, сообщил Рытиков, приложив к жалобе список из 140 позиций, в который в том числе включил компьютерные манипуляторы и отдельные листы с записями.   

Указав на якобы незаконный характер проводящихся в его отношении следственных действий в США и объявления его в международный розыск, Рытиков в своем заявлении потребовал уточнить список изъятого, определить место его хранения, а также получить объяснения от Генпрокуратуры Украины о выполнении запроса на оказание международной правовой помощи. Ответ, согласно жалобе, должен быть направлен на адрес адвоката Рытикова.

В феврале этого года гражданин РФ Владимир Дринкман был осужден на 12 лет лишения свободы в США по обвинению в сговоре с целью несанкционированного доступа к корпоративным компьютерным сетям и совершения мошенничества.

Наряду с Дринкманом приговор был также зачитан другому фигуранту уголовного дела — Дмитрию Смильянцу. По решению Федерального суда Нью-Джерси россиянин осужден на 51 месяц и 21 день заключения. Впрочем, с учетом времени, которое Смильянец провел под стражей с момента его задержания, срок заключения признан отбытым.

Дринкман и Смильянец были задержаны в Нидерландах еще в июне 2012 года. Смильянца экстрадировали в Соединенные Штаты в сентябре того же года. Дринкман обжаловал решение об экстрадиции в национальных судах Нидерландов, намереваясь в конечном счете обратиться в Европейский суд по правам человека.

Тем не менее в феврале 2015 года он предстал перед американским судом, а в сентябре признал вину по двум пунктам — сговор с целью получения несанкционированного доступа к компьютерным сетям и совершения мошенничества. Смильянец также пошел на сделку со следствием, признав вину по одному пункту — сговор с целью совершения мошенничества, затронувший финансовый институт.

По данным американской прокуратуры, в результате преступной схемы, в которую были вовлечены фигуранты дела, финансовым учреждениям, операторам кредитных карт и частным лицам был нанесен ущерб, оценивающийся в сотни миллионов долларов. Так, только три корпоративные структуры потеряли более 300 миллионов долларов.

Обвинения в США заочно предъявлены также двум другим россиянам — Александру Калинину и Роману Котову, а также гражданину Украины Михаилу Рытикову. Кроме того, по этому делу проходил также гражданин США Альберт Гонсалес, который в марте 2010 года был приговорен к 20 годам заключения и в настоящее время отбывает наказание в одной из федеральных тюрем.

Калинин фигурирует сразу в двух уголовных делах, переданных в Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка. Первое дело возбуждено по факту взлома серверов, используемых NASDAQ. Второе связано с международной схемой кражи банковских данных у финансовых учреждений США, и в этом деле упоминается еще один россиянин — Николай Насенков.