МОСКВА, 8 мар – РАПСИ, Владимир Ядута. России отказано в передаче в Большую палату Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге дела оппозиционера Гарри Каспарова, который не попал в мае 2007 года на "Марш несогласных" в Самаре.

Таким образом, решение ЕСПЧ в пользу Каспарова, вынесенное в октябре 2016 года, вступает в силу, и Россия должна его исполнить.

Напомним, что жалоба была подана в Страсбургский суд в ноябре 2007 года. В ней говорилось о том, что Каспаров, который собирался вылететь в Самару, наряду с другими лицами, намеревавшимися также принять участие в акции, был задержан в московском аэропорту "Шереметьево". По версии правоохранительных органов, причиной задержания явились подозрения в нарушении порядка оформления авиабилетов. Сам оппозиционер расценил задержание как воспрепятствование его участию в акции протеста и, как следствие, нарушение его прав на свободу выражения мнения и свободу собраний.

Согласно поданной в ЕСПЧ жалобе, у Каспарова были изъяты удостоверение личности и авиабилет при попытке зарегистрироваться на рейс. В сопровождении сотрудников полиции он якобы был препровожден в специальное помещение, где на протяжении пяти часов проводился его допрос. Каспаров обратился впоследствии с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, однако в возбуждении дела ему было отказано, поданная в Головинский районный суд Москвы жалоба отклонена.

В возражениях, направленных в Страсбургский суд российской стороной, говорилось, что у Каспарова был конфискован лишь авиабилет в связи с подозрениями в нарушении его оформления. В действиях сотрудников правоохранительных органов не было обнаружено никаких нарушений, поскольку они действовали на основании оперативной информации о возможном мошенничестве и данных Министерства внутренних дел.

Страсбургский суд в связи с инцидентом признал нарушение прав оппозиционера по двум статьям Европейской конвенции о правах человека (далее Конвенция): статье 5, гарантирующей право на свободу и личную неприкосновенность и статье 11, в которой говорится о свободе собраний и объединений.