МОСКВА, 25 мар – РАПСИ. Главный прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда (Гамбия) на страницах британской газеты The Guardian дала разъяснения касательно проводимого ею расследования вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году.

В публикации отмечается, что канцелярия прокурора МУС приступила к анализу ситуации сразу по окончании конфликта - еще в 2008 году, однако, согласно Римскому статуту дело не может быть принято к производству в тех случаях, когда оно расследуется государством, обладающим соответствующей юрисдикцией. Заняться подготовкой к расследованию стало возможным лишь после официального уведомления властями Грузии об отсутствии перспектив проводимого ими расследования.

В настоящее время, по словам прокурора, проводится сбор свидетельств о возможных преступлениях в зоне конфликта. В дальнейшем будут устанавливаться конкретные лица, ответственные за совершение преступлений, и при наличии достаточных оснований будет решаться вопрос о вызове этих лиц в суд или выдаче ордеров на их арест.

По утверждению прокурора, расследование будет проводиться беспристрастно, оно не затрагивает геополитические вопросы, статус Южной Осетии, и не направлено на возложение ответственности за начало конфликта на какую-либо из сторон. Прокурор отметила, что ее мандат распространяется лишь на выявление конкретных лиц, которые должны понести уголовную ответственность за конкретные преступления против человечности или военные преступления независимо от их статуса, биографии или национальности.

Бенсуда запросила у МУС разрешение на проведение расследования южноосетинского конфликта в октябре 2015 года. В своем официальном обращении к суду прокурор заявила, что согласно предварительным данным в ходе конфликта могли совершаться военные преступления и преступления против человечности.

В среду на этой неделе палата суда из трех членов согласилась удовлетворить запрос прокурора, отметив, что "имеются достаточные основания полагать, что во время инцидента в Грузии были совершены преступления, находящиеся в юрисдикции МУС". Палата отметила, что обвинения включают такие преступления против человечности, как убийства, насильственное перемещение гражданского населения, а также нападения на гражданских лиц и умышленные убийства.

Римский статут, вступивший в силу 2002 году, является основой деятельности МУС. Россия подписала статут 13 сентября 2000 года, однако не ратифицировала его. Несмотря на то, что Россия не подпадает под юрисдикцию МУС, она сотрудничает с судом и участвует в его работе в качестве наблюдателя. США отозвали свою подпись под Римским статутом в 2002 году.

Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин на встрече с журналистами на минувшей неделе назвал расследование, проводимое МУС, "искусственно выдуманной идеей" и очередной попыткой вернуть грузино-российские отношения к периоду напряженности 2008-2009 годов.