МОСКВА, 21 апр – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал нарушение Россией прав заявителей из Молдавии по жалобе, связанной с гибелью их сына в Приднестровье, говорится в обнародованном во вторник решении суда.

Страсбургский суд признал нарушение Россией статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека и отклонил часть жалобы против Молдавии. ЕСПЧ также присудил заявителям 35 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и почти 5,6 тысяч евро издержек.

Согласно судебным материалам, 18-летний сын заявителей погиб в январе 2012 года при пересечении на автомобиле миротворческого КПП, который являлся частью зоны безопасности, установленной после заключения соглашения об окончании военного конфликта в Приднестровье в 1992 году.

На двух КПП, расположенных по обе стороны от моста через Днестр, находилось по восемь солдат – четверо российских, двое молдавских и двое из самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики. Машина, которой управлял сын заявителей, пересекая территорию КПП, не остановилась, несмотря на окрик российского сержанта и предупредительный выстрел в воздух. Следующие выстрелы были сделаны по автомобилю, что привело к гибели водителя, говорится в судебных материалах.

Молдавская полиция совместно с российскими военнослужащими и объединенной комиссией миротворческих сил провела расследование инцидента. Молдавские власти вели уголовное расследование, но в 2013 году решили его прекратить за окончанием следственных действий и переводом российского сержанта в другое военное подразделение в РФ. Объединенная комиссия при этом в своем отчете обвинила погибшего в нарушении правил поведения на КПП, несмотря на то, что члены комиссии со стороны Молдавии не подписали доклад, и таким образом тот не имеет юридической силы.

Российские военнослужащие в первоначальном отчете указали, что сержант действовал в соответствии с правилами, принятыми на КПП. Российская военная прокуратура, в свою очередь, начала расследование по факту непредумышленного убийства и уведомила родителей погибшего, что РФ не будет экстрадировать сержанта. В декабре 2012 года генпрокурор Молдавии проинформировал супругов, что российский сержант был оправдан военной прокуратурой, и дело в отношении него было прекращено.

Родители погибшего дважды затребовали копию решения российской прокуратуры, но получили отказ на основании того, что они не являлись стороной процесса, а предыдущие обращения о признании заявителей жертвами в рамках процесса, проведенного российскими властями, были отклонены.

Заявители обратились в ЕСПЧ в июле 2012 года с жалобой против России и Молдавии, ссылаясь на статью 2 Конвенции, говорится в судебных материалах. Позднее они решили, что молдавские власти не несут ответственности за гибель их сына и сделали всё возможное для расследования его смерти, а потому заявители отказались от части жалобы против Молдавии.

Власти РФ, в свою очередь, не отрицали того факта, что погибший находился под юрисдикцией российской стороны, и своей ответственности за его гибель. По мнению властей РФ, в частности, российский сержант действовал в соответствии с инструкциями, так как было невозможно остановить погибшего другими средствами, и применение силы в данном случае было необходимо.