МОСКВА, 24 сен – РАПСИ, Владимир Ядута. Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ) следует отклонить жалобу жителя Санкт-Петербурга Романа Захарова, в которой он утверждает, что его телефон несанкционированно прослушивался, заявил в среду в суде уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин.

Захаров подал жалобу в ЕСПЧ в октябре 2006 года, когда российский суд отказался удовлетворить иск, в котором он требовал демонтировать оборудование, позволяющее российским спецслужбам прослушивать мобильные телефоны без санкции суда, и гарантировать доступ к телекоммуникационным сетям лишь уполномоченным лицам. Суд решил, что Захаров не смог доказать, что его телефонные переговоры прослушивались и записывались, а также что операторы связи  передавали данные неким третьим лицам. Что касается спецоборудования, используемого для перехватывания и записи разговоров, то это, по мнению суда, само о себе не свидетельствует о вмешательстве в тайну связи. В марте этого года жалоба Захарова была передана в Большую палату ЕСПЧ, где в среду состоялось открытое слушание по этому делу.

По словам Матюшкина, заявитель, вопреки утверждениям его адвокатов, не исчерпал все средства правовой защиты, гарантированные российским законодательством, прежде чем обратиться в Страсбургский суд. Он пояснил, что Захаров мог в том числе обратиться в Конституционный суд РФ и оспорить правовые нормы, на который он ссылается в своей жалобе.

Также уполномоченный РФ при ЕСПЧ в своем выступлении подробно рассказал о том, как регламентируется прослушивание телефонных разговоров, и выразил сомнение, что заявитель может быть признан пострадавшей стороной. Матюшкин сослался на российское законодательство, которое, по его словам, обеспечивает необходимую защиту как от несанкционированного вмешательства в тайну связи, так и от превышения полномочий правоохранительными органами.

Представитель РФ в Страсбургском суде отметил, что телефон может прослушиваться лишь при наличии судебного постановления. Использование комплекса технических средств, предназначенных для прослушивания телефонных переговоров, допускается в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий в исключительных случаях, когда существуют подозрения о подготовке серьезного преступления и речь идет об угрозе национальной безопасности государства.

В своем выступлении Матюшкин ссылался на другие аналогичные жалобы, поданные в разное время в ЕСПЧ, против других стран, в том числе Великобритании, Австрии и Люксембурга.

Захаров утверждает в своей жалобе, что средств правовой защиты в РФ у него нет, поскольку он якобы не может оспорить конституционность норм, в соответствии с которыми было установлено необходимое оборудование и производится прослушка телефонов. По его словам, соответствующий приказ Государственного комитета РФ по связи и информатизации (с 2008 года Минкомсвязь России) не был официально опубликован и в понимании Верховного суда РФ, на который ссылается Захаров, в нем говорится о сугубо технических требованиях.

 

Заявитель жалуется в Страсбургском суде на нарушение статьи 8 (Право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о защите прав человека.