Одним из наиболее резонансных и масштабных промышленных проектов в России в прошлом году стал «Восток Ойл». ПАО «НК «Роснефть» приняло стратегическое решение о начале освоения крупнейшей в мире нефтегазовой провинции на севере Красноярского края. Помимо строительства энергетической и транспортной инфраструктуры в регионе проект предполагает развитие Северного морского пути (СМП), что способно кардинальным образом усилить позиции России в Арктике. 

Однако реализация этого проекта может столкнуться с препятствиями экологического, инвестиционного и политического характера. РАПСИ изучило их в правовом контексте. 


Реализация «Роснефтью» проекта «Восток Ойл» предполагает строительство более 7000 км трубопроводов, энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также 3,5 тысячи км линий электропередач, портовой и аэропортовой инфраструктуры. Проект создаст значительное количество дополнительных рабочих мест. «Восток Ойл» станет основой для роста нефтедобычи в стране на долгосрочную перспективу. Объем добычи на проекте увеличится с 30 млн тонн в 2024 году до 100 млн тонн к 2030 году.

Такие факты приводятся в пресс-релизе компании. Но их воплощению в жизнь может помешать обновленный летом 2020 года закон об экологической экспертизе, который говорит о необходимости проводить дорогостоящую и долгосрочную процедуру дополнительной экспертизы всех объектов капитального строительства в Арктике. 

Этот экологический аспект реализации проекта «Восток Ойл» ставит под угрозу эффективность выполнения его инвестиционных и полит-экономических задач: оперативной компенсации сокращения добычи в истощающихся месторождениях путем открытия новых; развития инфраструктуры в Арктике, за контроль над которой разворачивается все более острая борьба между несколькими странами; своевременный выход на азиатский рынок в условиях западных санкций, усложнивших торговлю на европейском направлении. 

Экологическая безопасность является конституционной ценностью и, безусловно, первостепенна, однако важно, чтобы ее защита не превращалась в формальность и применение законов получило регуляторный характер, предоставляющий приоритет более экологически ориентированным проектам для стимулирования других компаний и скорейшей перестройки в этом направлении всей отрасли. 

Экология 

Для иллюстрации важности вышеприведенного тезиса наилучшим образом подходит ситуация, сложившаяся вокруг проекта «Восток Ойл». 

С августа 2020 года введена обязательная государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проектной документации буровых скважин в Арктике. Эта процедура может увеличить сроки проектов в лучшем случае примерно на полгода и на год в худшем, утверждают эксперты. Также ГЭЭ в арктическом регионе потребует дополнительных финансовых вложений, которые оцениваются в миллионы рублей для одного месторождения. 

Новое требование препятствует задачам социально-экономического развития Арктики и не способствует цели развития СМП. Об этом в письме премьер-министру Михаилу Мишустину сообщили главы «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». 

При этом представители Минприроды заявили, что поддерживают законодательные инициативы о том, чтобы вывести из-под ГЭЭ буровые скважины в Арктике. Получается, никакой исключительно важной потребности в них чиновники не находят, и экологические ограничения для развития «Восток Ойл» в этом случае носят скорее бюрократический характер. 

Принятие поправки к закону об экологической экспертизе было обусловлено «особенной экологической чувствительностью арктической природы и длительностью восстановления хрупких арктических экосистем». Этот аргумент звучит вполне обоснованно. Однако очевидно, что полный запрет на строительство в арктическом регионе новых промышленных предприятий вводиться не будет. Значит, единственный реальный вопрос сейчас состоит в том, какие именно компании будут к нему допущены и какова будет широта их возможностей.  

Ограничение деятельности «Роснефти» в этом контексте выглядит не просто нецелесообразным, но даже противоречащим экологическим целям решением. Мы уже писали, что в 2019 году «Роснефть» стала самой экологичной среди российских нефтегазовых компаний – у нее попросту нет конкурентов по этому параметру на российском рынке. Согласно результатам международного климатического рейтинга CDP (Carbon Disclosure Project), компания вошла в число лидеров среди глобальных нефтегазовых компаний и на два уровня превышает средний рейтинг европейских компаний-участников. 

Именно «Роснефть» уделяет наибольшее на российском рынке внимание экологической повестке и планированию. В частности, в конце прошлого года совет директоров «Роснефти» рассмотрел «План по углеродному менеджменту до 2035 года», который предусматривает предотвращение выбросов парниковых газов в объёме 20 млн т CO2-эквивалента; сокращение интенсивности выбросов в нефтегазодобыче на 30%; достижение интенсивности выбросов метана ниже 0,25%; а также нулевое рутинное сжигание попутного газа.

Инвестиции группы «Роснефть» в «зеленые» проекты только за последние пять лет составили более 240 млрд рублей. Поэтому задержка начала реализации проекта «Восток Ойл» «Роснефти» лишь увеличивает риски причинения вреда природе арктического региона другими компаниями, в т.ч. зарубежными – в конкурирующих инициативах. 

Более того, деятельность «Роснефти» дает основания полагать, что расширение ее присутствия в Арктике может оказать даже положительный эффект для экологии. Ведь НК уже сейчас высаживает в среднем более миллиона деревьев в год, а к 2035 году компания ставит перед собой цель раскрытия потенциала поглощающей способности лесов в России и развития масштабной программы по лесонасаждению. С учетом больших проблем с вырубкой сибирских лесов в последние годы эта деятельность «Роснефти» может оказаться крайне своевременной. И очевидно, что без ее участия реализовать данную задачу в столь труднодоступном регионе в ближайшее время в России не по силам никому. 

Инвестиции и санкции

Обеспечение экологической безопасности региона невозможно без обеспечения путей доступа к нему в т.ч. государственных служб, которые должны иметь возможность оперативно пресекать выбросы, незаконное использование ресурсов и пр. Для этого необходимо развитие инфраструктуры. Проект «Восток Ойл» включает строительство порта и аэропортов, возведение 15 городов для нефтяников.

Как сообщается в пресс-релизе «Роснефти», развитие нового проекта «обеспечит огромную синергию для промышленности России, создаст дополнительные стимулы для локализации высокотехнологичного оборудования, гарантирует прирост внутреннего спроса на продукцию различных отраслей эквивалентный 2% ВВП в год, о чем свидетельствуют расчеты специалистов Института прогнозирования Российской Академии Наук».

Все это является важной составляющей выполнения «майских указов» президента России Владимира Путина во всех основных пунктах: как в плане создания рабочих мест и развития экономики, так и в отношении гарантий реализации социальных проектов через увеличение налоговых сборов.

Кроме того, внедрение новых экологически безопасных высоких технологий в новом проекте позволит снизить нагрузку на устаревшую инфраструктуру на других месторождениях, что соответствующим образом уменьшит их воздействие на окружающую среду. Поэтому применение дополнительных проверок ГЭЭ в данном случае может скорее нанести вред экологии: чем дольше откладывается внедрение новых технологий, тем позже будут сокращены объемы эксплуатации вредных и опасных производств.  

Наконец, развитие Северного морского пути является важнейшей составляющей геополитической безопасности страны и залогом перспектив ее развития. Речь идет не только о расширении российского присутствия в Северном Ледовитом океане и усилении контроля над своими границами и территориями в нем, но и о развитии нового межконтинентального транспортного пути, а также об увеличении российского присутствия на азиатском рынке. 

Последний аспект особенно важен в условиях санкционного противостояния с Западом. Уже известно, что «Роснефть» планирует привлечь инвесторов из Китая и Индии. По данным Financial Times, в сотрудничество с «Роснефтью» на проекте «Восток Ойл» уже вложилась сингапурская компания Trafigura. 7,3 млрд евро за 10% долю – рекордная инвестиция для этой компании. А с учетом того, что Trafigura является вторым в мире поставщиком нефти, эту сделку можно рассматривать как гарантию обеспечения выхода российской арктической нефти как минимум на азиатский рынок. 

В настоящий момент доля «Роснефти» в общем объеме добычи нефти в нашей стране составляет около 41%, а в мировой – около 6%. Как отмечают эксперты, за последние годы «Роснефть» превратилась в одну из крупнейших энергокомпаний мира, определяющую направления развития глобальной энергетической отрасли. Одной из лоббируемых ею ценностей является экологичность производства. За рубежом такие компании имеют статус национальных достояний и обладают широких спектром законных преференций. 

«Роснефть» доказала, что ее производства крайне эффективны как для экономики и общества, так и для природы России. В этой связи упрощение бюрократических процедур в отношении развития деятельности выглядят обоснованным исключением, позволяющем укрепить правило в отношении других компаний, безопасность производства которых пока не соответствуют поднятой «Роснефтью» планке.