Около 300 несовершеннолетних было задержано на несанкционированных акциях в России, сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Многие из них стали жертвами мошеннических манипуляций в соцсетях. Пока в Госдуме проверяют нормы законодательства об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные акции и правоприменительную практику, РАПСИ изучает природу опасной схемы и правовые перспективы ее ликвидации. 


Председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин сообщил, что законопроект об уголовном наказании за привлечение несовершеннолетних к участию в незаконных митингах уже подготовлен и в ближайшие дни будет всесторонне обсуждаться. За склонение подростков к организации массовых беспорядков документ предусматривает до десяти лет лишения свободы. 

22 января по жалобам объединений родителей школьников Следственный комитет России возбудил уголовное дело по пунктам "а, в" части 2 статьи 151.2 УК РФ о вовлечении несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо представляющих опасность для их жизни. По данным следствия, сторонники Алексея Навального распространяли призывы к несовершеннолетним приходить на несанкционированные митинги 23 января в условиях пандемии.

При этом глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев отметил экстраординарный масштаб агитационной кампании в TikTok: «Специалисты по интернету говорят, чтобы развернуть такую кампанию, требуются значительные деньги либо помощь со стороны платформы, это очень серьезная операция».

Этот факт в ряду прочих заставляет рассмотреть спланированную пропагандистскую кампанию в соцсетях, главной целью которых были несовершеннолетние, как новую форму интернет-мошенничества. 

Напомним, эта проблема стала одной из самых острых в прошлом году, в течение которого телефонные и онлайн-мошенники выманили у россиян только по официальным данным около 150 млрд рублей. В реальности эта сумма на порядки выше, поскольку она учитывает лишь те случаи, в которых граждане обращались в правоохранительные органы. 

Наиболее распространенными формами мошенничества являются: угрозы взлома банковского счета, угрозы распространения компрометирующих материалов, предложения медицинских услуг. За последний месяц специалисты выявили новую схему: угрозы уголовных дел в обмен на данные банковских карт. Однако самой значимой, на наш взгляд, новацией следует признать апроприацию мошеннических схем квазиполитическими акторами. 

Угрозы негативного будущего, бомбардировка фейками, обещание выдающихся дивидендов (в данном случае – в форме признания сверстниками и взрослыми, ярких впечатлений, нового развлечения, острых эмоций), «эксклюзивное предложение» (в данном случае – призыв сделать запретное, не поощряемое взрослыми) – эти и другие банальные инструменты психологического воздействия мошенниками новой формации на своих жертв приобрели в антураже TikTok новую целевую аудиторию: несовершеннолетних, чья политическая наивность даже превышает финансовую наивность пенсионеров. 

Как объясняют политологи, участие подростков в несанкционированных акциях, особенно в случае столкновений с полицией, создает очень выгодную «картинку» для их организаторов. Сочувствие зрителей к детям в окружении насилия позволяет получить максимальные гранты, пожертвования и финансовые поступления в других формах, существенно превышающих заработки традиционных мошенников. 

Кроме того, втягивание подростков в противозаконную деятельность грозит им постановкой на учет в полицию, что формирует новое самоощущение и привычку противопоставления себя закону. Раньше такие провокации на мелкое хулиганство использовались для втягивания детей в бандитские группировки (см. историю казанского феномена «Тяп-Ляп»), сегодня их аналогом выступают «оппозиционные» сети, позволяющие использовать этих подростков системно в качестве бесплатной рабочей силы и орудия для реализации новых схем. 

Любопытно, что развитие финансового и политического мошенничества в России все более синхронизируется. Например, почти одновременно появились схемы с использованием фальшивых полицейских. По телефону они угрожают уголовным делом, якобы заведенным по запросу Центробанка и требуют предоставить данные банковской карты. В TikTok они срывают с себя шевроны, погоны, «увольняются» из органов и требуют зрителей выйти на несанкционированную акцию. Эти сюжеты появились в нашей действительности в последние недели и никакого отношения к настоящим полицейским, конечно, не имеют (в случае TikTok это легко верифицируется, например, по страницам «полицейских» в других соцсетях). 

Инвестиции в этот бизнес большие, и если после событий 23 января не будут предприняты решительные действия по пресечению распространения новой преступной схемы, то вливания (в т.ч. из-за рубежа) станут огромными, поскольку эффект манипулятивного воздействия на подростков оказался устрашающе результативным. По оценкам опрошенных Daily Storm экспертов, продвижение хештегов-челленджей могло обойтись заказчикам в сумму от 7 до 10 миллионов рублей. Прибыль от громкой публичной акции для заказчиков, по данным политологов, исчисляется схожей суммой, но в долларах.

Еще одной особенностью этой схемы является то, что ее заказчики сами почти не участвуют в распространении провокаций и манипуляций. Для этого либо нанимаются специалисты, либо активизируются жертвы предыдущих акций. Простейший анализ наиболее активных страниц TikTok, призывавших выйти на улицу, показывает, что они были созданы специально для этой цели или размещенные на них политические ролики никак не соотносятся с остальным контентом (основными увлечениями владельца). Другими словами, речь идет о покупке публикаций и о «фабрике троллей», в создании которых любит обвинять окружающих Навальный. 

Причина, по которой эта банальная схема столь успешно сработала на платформе TikTok, объясняется алгоритмом этой соцсети, не учитывающего статус источника ролика и историю аккаунта. В этой связи возникает вопрос о необходимости поиска путей воздействия на нее, изменение правил работы соцсети в связи с выявленными опасностями для жизни и здоровья детей. 

Если насчет заказчиков все предельно ясно, то сфера ответственности соцсетей заслуживает особого внимания. Причем озабочены сейчас этим вопросом далеко не только одни российские власти. Например, итальянское ведомство по защите персональных данных на днях распорядилось частично заблокировать доступ в TikTok. Причина – гибель 10-летнего ребенка-пользователя в Палермо в результате принятия ей в соцсети опасного вызова на выносливость. То есть челленджа – так же в российском сегменте называли и выход на акции протеста. 

Роскомнадзор уже предупредил TitTok, Instagram, Facebook, Twitter, YouTube и ВКонтакте о штрафах за призывы к несанкционированным митингам 23 января и потребовал убрать из сетей эти призывы. 

«Роскомнадзор направляет в адрес социальных сетей уведомления о вызове на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.41 КоАП РФ. Интернет-площадки будут привлечены к административной ответственности в связи с распространением запрещённой в силу закона информации, направленной на привлечение несовершеннолетних к участию в несанкционированных массовых (публичных) мероприятиях.

Согласно нормам статьи 13.41 КоАП РФ, вступившим в силу с 10.01.2021 (Федеральный закон от 30.12.2020 №511-ФЗ), нарушение порядка ограничения доступа к запрещенной информации владельцем сайта или информационного ресурса в сети Интернет влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 тысяч до 4 млн рублей», — отметили в Роскомнадзоре.

Однако очевидно, что в сложившихся условиях требуются не реактивные, а превентивные меры. 

«Мы неоднократно за последние годы становились свидетелями гибели людей из-за социальных сетей: это и «группы смерти», и погоня за селфи, теперь челленджи. При этом мы все не раз убеждались в силе и влиянии соцсетей, в том числе недавно все наблюдали, как через видео в TikTok несовершеннолетних агитировали принимать участие в противоправных массовых мероприятиях», - считает первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, журналист Александр Малькевич. 

В этом связи можно согласиться с экспертом, что, возможно, России пора задуматься о мерах в отношении соцсетей, в том числе TikTok, чтобы они контролировали, какой контент на их платформах увидят дети. 

В заключение напомним о последствиях описанной схемы манипуляции несовершеннолетними. Как сообщала детский омбудсмен Анна Кузнецова, подростки в ряде регионов приходили на несанкционированные акции скорее из-за любопытства, в качестве зрителей. Однако на месте проведения митингов их встречали подготовленные взрослые: «Теперь я знаю все о человеческой подлости… Дети стоят живой цепью. Из-за их спин взрослые бросают в ОМОН дорожные конусы и прячутся снова. Кто эти люди? Они люди?»

Арсений Шаболов