Законотворческая инициатива Минюста, предлагающая штрафовать чиновников в случае невыполнения требований по импортозамещению, обозначила популяризацию отечественных разработок как приоритетное направление развития в 2021 году. Одним из ключевых секторов в достижении данной цели остается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), для которого импортозамещение является не только задачей государственного масштаба, но и способом формирования энергетической безопасности страны. 

О том, как российский ТЭК реализует политику импортозамещения, что связывает отечественные разработки и энергетическую безопасность и зачем «Роснефти» крупнейший научный комплекс в Европе, – читайте в материале РАПСИ.


Еще в прошлом году председатель правительства Михаил Мишустин неоднократно заявлял о необходимости систематизировать процессы импортозамещения в России путем определения целевых показателей по закупкам у отечественных производителей или введения ответственности для губернаторов за достижение соответствующих показателей в регионах. А недавно предложенный Минюстом РФ законопроект подтвердил, что распространение и интеграция российских продуктов станут ключевым вектором развития государства в 2021 году. 

Напомним, политика импортозамещения стала приоритетным направлением для страны в 2014 году (указ президента РФ «О применении специальных экономических мер по обеспечению безопасности РФ») на фоне введения рядом государств антироссийских санкций. Но несмотря на реакционный характер данного решения интенсификация развития российского производства отвечает экономическим интересам страны.  

Как правило, первостепенной (и чуть ли не единственной) задачей в рамках данной стратегии видится замена импортных продуктов питания на отечественные. Однако в реальности политика импортозамещения подразумевает создание и распространение российских инновационных разработок, затрагивающих не только товары общественного потребления, но также оборонную, добывающую и прочие отрасли. 

Кроме того, по данным исследования Национального рейтингового агентства (НРА), за восемь лет запрета на ввоз определенной продукции общественного потребления России не удалось достичь плановых показателей. По итогам 2019 года внутреннее производство запрещенных к ввозу из ЕС продуктов только в 2,5 раза превысило объемы импорта из стран, не попавших под санкции.  

Подобные выводы, однако, не относятся к энергетической отрасли, которая посредством импортозамещения решает другую важную задачу – обеспечение энергетической безопасности РФ. Ведь разработка собственного программного обеспечения, интеграция изобретений российских ученых на производствах позволяют крупным компаниям ТЭК минимизировать столкновение с внешнеэкономическими и внешнеполитическими вызовами – основными угрозами для энергетической безопасности страны (Доктрина энергетической безопасности РФ, утвержденная в 2019 году).

Так, с 2014 года Министерство энергетики России в сотрудничестве с другими профильными ведомствами проводит работу по снижению зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, технологий и материалов. 

Данный курс находит отражение и в Энергетической стратегии РФ до 2035 года, предполагающей повышение инновационной активности компаний и удовлетворение внутреннего спроса на все энергоресурсы, технологии и услуги в сфере энергетики. А прогнозируемое в документе падение объемов добычи нефти – до 420 млн тонн в год – на фоне истощения уже изведанных месторождений и усиления налоговой нагрузки потребует скорейшего решения технологических задач, стоящих перед нефтегазовой отраслью.

К настоящему моменту российский ТЭК уже реализовал ряд импортозамещающих проектов: построен новый высотехнологичный комплекс по глубокой переработке легкого углеводородного сырья в полиолефины (ООО «ЗапСибНефтехим»), произведена реконструкция единственного в стране производства терефталевой кислоты, создан первый в Евразии промышленный симулятор гидравлического разрыва пласта (ПАО «НК «Роснефть») и т.д. 

Все упомянутые достижения являются итогом деятельности разных компаний. Тем не менее результаты деятельности «Роснефти», обладающей крупнейшим научным комплексом на континенте и отмеченной наградой Роспатента в номинации «100 лучших изобретений России за 2019 год и первое полугодие 2020 года», представляются наиболее интересными для изучения. 

Собственные разработки – ключ к устойчивому развитию

Более пяти лет назад государства-члены ООН, в том числе Россия, приняли на себя обязательства по реализации 17 целей устойчивого развития (ЦУР). После этого задачи, касающиеся социальной защиты, экологии, энергетики и прав человека, отразились не только в букве закона, но и в деятельности крупного бизнеса. 

В случае же России очевидно, что импортозамещение является важным инструментом на пути достижения ЦУР при условиях геополитической нестабильности, мировой пандемии, санкционного давления и внешних ограничений Запада на различные отрасли экономики страны. 

В 2018 году «Роснефть» заявила о приверженности ЦУР, определив для себя пять стратегически приоритетных направлений: хорошее здоровье и благополучие, недорогостоящая и чистая энергия, борьба с изменениями климата, партнерство в интересах устойчивого развития, а также достойная работа и экономический рост. Последнее, как указано в отчете компании, напрямую коррелирует с действующей в НК «Программой импортозамещения и локализации производства», предусматривающей развитие смежных отраслей. 

В целом реализация политики импортозамещения осуществляется «Роснефтью» по двум основным векторам: локализация оборудования, не производимого на данный момент в России, и импортозамещение оборудования, в том или ином виде представленного на рынке. Данный документ также констатирует амбициозные цели НК: обеспечение 70%-ой локализации по всем реализуемым ею проектам к 2025 году. 

Среди уже имеющихся результатов – многочисленные изобретения компании, создаваемые как непосредственно штатными сотрудниками «Роснефти», так и при сотрудничестве с учеными из МГУ и другими партнерами. 

Использование искусственного интеллекта в системах контроля за безопасностью производства, первый в Евразии симулятор гидравлического разрыва пласта (ГРП) «РН-ГРИД», гидродинамический симулятор «РН-КИМ» для создания и анализа трехмерных цифровых месторождений, программный комплекс для обработки и интерпретации данных геофизических исследований скважин «РН-ПЕТРОЛОГ» и комплекс «РН-СИГМА» – все это отечественные ноу-хау, запатентованные «Роснефтью». 

В плане локализации важным достижением НК является разработка собственного программного обеспечения, связанного с разведкой и добычей углеводородов. К настоящему моменту собственные разработки «Роснефти» представляют собой несколько пакетов прикладного ПО: для геологического сопровождения бурения скважин (РН-ГОРИЗОНТ+), для решения задач управления разработкой месторождений (РН-КИН) и для подбора погружного оборудования для скважин (RN-ROSPUMP). 


Вице-президент по информатизации, инновациям и локализации «Роснефти», куратор крупнейшего в Европе научного центра Андрей Шишкин в интервью «Российской газете»:

«Мы стремимся обеспечить технологическую независимость компании в области компьютерного моделирования, необходимого при использовании сложных технологий бурения, таких как гидроразрыв пласта. По сути, «Роснефть» сработала на опережение, создав собственное программное обеспечение еще до введения санкционных барьеров, ограничивших продажи ПО. Из российских компаний сегодня только «Роснефть» имеет в своем распоряжении собственный программный продукт для полного цикла проектирования операций гидроразрыва».


В совокупности все вышеперечисленное и другие новации компании в разработках ПО обеспечивают практически полный переход «Роснефти» к использованию своего технологического продукта как минимум на уровне того, что относится к поиску нефтяных залежей и непосредственной добыче. 

Однако компания не ограничивается единоличным потреблением собственных изобретений, знакомя других представителей ТЭК с особенностями использования оборудования. Так, в 2017-2019 гг. специалисты ООО «РН-БашНИПИнефть» (входит в корпоративный научно-проектный комплекс компании) провели серию обучающих семинаров по проектированию ГРП в уже упомянутом симуляторе «РН-ГРИД». По итогу цикл мероприятий посетили более 220 специалистов из 46 нефтегазовых и сервисных компаний, а также вузов-партнеров. 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что деятельность крупнейшей российской нефтяной компании позволяет не только обеспечить энергетическую безопасность страны, модернизировав ТЭК, но и катализировать эволюцию смежных отраслей. В общей сложности это способствует достижению целей, установленных национальными целями как по импортозамещению, так и по цифровизации.