Министерство энергетики России до конца этого года рассчитывает оценить влияние новых параметров налога на добавленный доход (НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяной отрасли, которые вступят в силу 1 января, на работу компаний и добычу углеводородов. Глава ведомства Александр Новак заявил, что результаты этой оценки во многом будут зависеть от инвестиционных программ компаний. 

На примере инвестиционных проектов флагмана отрасли – «Роснефти» – РАПСИ анализирует экономико-правовую роль таких программ в контексте фискальных поправок.


Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о необходимости выровнять условия деятельности всех компаний, добывающих и экспортирующих природные ископаемые. В предыдущем материале РАПСИ были рассмотрены причины важности такого решения, а также возможные последствия дальнейшего роста налогов для нефтяной отрасли.

Не менее значимой представляется другой аспект вопроса: предоставление со стороны государства инвестиционных стимулов для отрасли, развитие которой является залогом стабильности экономики.

«Роснефть» сейчас является ключевым активом государственного бюджета. Компания стала лидером в новом ежегодном рейтинге РБК 500, ранжирующем российские компании по выручке за 2019 год. Даже в период рыночного кризиса «Роснефти» удалось за год нарастить чистую выручку почти на 10%, показав беспрецедентный для российских компаний результат.

Таким образом, государственная поддержка новых проектов «Роснефти» по сути может рассматриваться как бизнес-инвестиция с высокими перспективами быстрой капитализации вложенных средств, причем не только в финансовом плане, но и стратегическом (строительство инфраструктуры, освоение новых территорий, привлечение рабочей силы, которая также является источником пополнения бюджета и залогом роста экономики, увеличение налогооблагаемой базы).

Наиболее актуальной инвестицией такого рода представляется освоение Арктики как узловой на сегодняшний день территории в экономическом и геополитическом контекстах. В условиях обострения борьбы разных стран за акваторию Северного Ледовитого океана развитие прибрежных территорий является в том числе и правовой задачей, укрепляющей конституционные основы государственной безопасности.

Таким форпостом способен стать нефтегазовый проект «Восток Ойл», который был официально представлен президенту России Владимиру Путину в начале 2020 года. Он призван объединить уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы и новые месторождения на севере Красноярского края. Их ресурсная база оценивается в 5 миллиардов тонн нефти, а каждый вложенный в проект рубль может привести к увеличению спроса на производимые в стране товары и услуги на девять рублей.

Проект «Восток Ойл» обладает ключевым значением не только для нефтяной отрасли, но и для российской экономики в целом. Помимо очевидного – укрепления позиций страны в Арктической зоне и освоения новых месторождений – его реализация уже в ближайшей перспективе, по оценкам «Роснефти», может способствовать ежегодному увеличению российского ВВП на 2% и загрузке Северного морского пути.

Кроме того, как показывает экспертиза, добытая в рамках проекта «Восток Ойл» нефть будет превосходить по качеству Urals, основную марку экспортируемой российской нефти, и может продаваться значительно дороже. Это малосернистая, премиальная нефть, будет востребована на рынках в связи с введением новых стандартов IMO по использованию судового топлива низкосернистого для судов, а также для блендирования и повышения качества вязких нефтей.

Проблема только в том, что по действующему закону для развития этого проекта возможно получить вычет из НДПИ лишь при цене на нефть выше базовой, установленной в бюджете (в 2020 году – 42,45 доллара за баррель). В данный момент Urals стоит меньше 40 долларов.

Очевидно, что такой масштабный проект практически невозможно реализовать в условиях кризиса без инвестиционных стимулов со стороны государства. В этой связи и с учетом общественной значимости проекта (создание рабочих мест, новая инфраструктура, развитие малозаселенных регионов, поддержка социальных проектов компании из средств доходов) полностью обоснованной в контексте правовых и экономических требований выглядит государственное содействие инициаторам проекта в виде снижения «цены отсечения» с базовой до 25 долларов за баррель.

Другой перспективный проект – строительство Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК). Этот завод планирует построить «Роснефть», предлагая на 30 лет зафиксировать для завода инвестиционные стимулы в виде повышенных обратных акцизов на нефть и нафту.

Заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов назвал этот проект важным с точки зрения «социально-политической значимости». Завод должен быть построен на Дальнем Востоке, где «у нас проблемные вопросы с закреплением населения, созданием новых высокотехнологичных мест», отметил вице-премьер. Кроме того, ВНХК позволит восполнить дефицит высокооктанового бензина (АИ-95) в дальневосточном регионе.

Следует отметить, что несмотря на турбулентный период в нефтяной отрасли заявления и действия представителей «Роснефти» по-прежнему демонстрируют позитивный взгляд на планомерную реализацию долгосрочных планов по развитию российской энергетики. Прослеживается заинтересованность флагмана экономики в создании благоприятных условий для реализации проектов, дивиденды от которых способны позволить не только компенсировать бюджетные убытки, возникшие в других отраслях, но и обеспечить высокие результаты в рамках национальных проектов по развитию отдаленных регионов.

Людмила Кленько, Родион Руднев