Традиционно в октябре отмечается Всемирный день действий «За достойный труд», учрежденный Международной конфедерацией профсоюзов, которые по-прежнему остаются правовыми медиаторами между работодателями и сотрудниками. Это особенно ярко проявилось во время эпидемии коронавируса. 

РАПСИ на примере «Роснефти» отвечает на вопросы о том, почему профсоюзы продолжают пользоваться популярностью, как они влияют на реализацию целей устойчивого развития ООН и могут ли быть полноценными партнерами предприятий. 


Около ста лет назад профессиональные ассоциации сыграли колоссальную роль в жизни социума, разработав правила и принципы взаимоотношений руководства и сотрудников организации. Впоследствии это нашло отражение в нормах международного трудового законодательства, а также нормативно-правовых актах каждой отдельной страны. 

Трудовой кодекс (ТК) России описывает большинство случаев и процессов, разрешение которых строго регламентировано и базируется на таких документах как, например, трудовой договор, должностные обязанности или соглашение на обработку персональных данных. То есть ТК РФ недвусмысленно определяет обязанности и права как работодателей, так и сотрудников. 

«Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения», - следует из второй статьи ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В то же время среди базовых прав трудящихся – возможность беспрепятственно вступать в профессиональные ассоциации. И в этой связи возникает вопрос о том, какие задачи они могут решать в современной России, если регулирование (предупреждение) корпоративных конфликтов практически полностью лежит в зоне ответственности законодательной и судебной властей. 

Данный вопрос актуален и ввиду фиксируемого непонимания россиян относительно эффективности и компетенции современных профсоюзов, о чем свидетельствуют результаты опросов ВЦИОМ за 2015 и 2019 годы. Данные исследования парадоксальным образом демонстрируют как низкий уровень доверия трудящихся к профессиональным ассоциациям (лишь 2% респондентов обращаются в профсоюз при нарушении трудовых прав), так и острый запрос на их существование (около 71% опрошенных говорят о необходимости деятельности профсоюзов в России). 

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров объяснил это противоречие сменой экономических систем. «Раньше у них (профсоюзов – прим.ред.) была четкая, понятная ниша — обеспечивать трудящихся путевками на курорты, оздоравливать, проводить воспитательную работу, следить за техникой безопасности на предприятиях и т.п. Уклад этих организаций формировался на протяжении десятилетий, поэтому все понимали, зачем нужно идти в профком. А в новой капиталистической реальности профсоюзы не нашли своего места. На Западе они занимаются защитой интересов трудящихся. Наши профсоюзы в большинстве своем этого не делают, поскольку исчезла система, при которой раньше они были своего рода подразделением администрации предприятия», — отметил глава исследовательского центра. 

Пандемия COVID-19 и последовавший за ней экономический кризис уже внесли коррективы в определение новых задач профсоюзов. В России пример профессиональных ассоциаций переводчиков, курьеров, студентов, медработников и т.д. доказал, что при наличии серьезной проблемы на уровне отрасли или предприятия необходимо привлечение к ней внимания медиа. Кроме того, профсоюзы показали свою эффективность и в информационной поддержке населения, отвечая на запросы граждан и разъясняя их права. 

Таким образом, профессиональные ассоциации трансформировались из существовавших в советское время регуляторов в компетентных медиаторов, главной функцией которых является уже не само по себе решение проблемы за пострадавшего, а образование, сопровождение и поддержка. 

Однако произошедшие в профсоюзном движении изменения не позволили искоренить главный минус для большинства объединений – реакционность действий. Именно этим, как представляется, объясняется нерегулярность, непоследовательность и локальность в решении проблем. Так, эксперты в Союзе курьеров России отмечали, что профсоюз «Курьер», устроивший забастовку в связи с невыплатой зарплат доставщикам, действует скорее с целью «пиара на чужих проблемах», игнорируя другие потребности этой отрасли. 

В противоположность этому российский крупный бизнес – особенно компании, устремившиеся к достижению 15 целей устойчивого развития (ЦУР) ООН – показывают успешные примеры сочетания профсоюзами функций не только помощника, но и регулятора в конфликтах. 

Консолидация и действие

Согласно международному рейтингу соблюдения прав человека (Corporate Human Rights Benchmark), среди российских компаний в этой области лучший результат за 2019 год показала «Роснефть». Стоит отметить, что деятельность организации была оценена в том числе по критерию «Средства правовой защиты и механизмы рассмотрения жалоб», где отдельно исследовалась работа НК с профсоюзным движением. 

В российских рейтингах НК, чья стратегия развития непосредственно связана с достижением 15 ЦУР, также занимает лидерские позиции в двух индексах Российского союза предпринимателей и промышленников: индексе раскрытия информации «Ответственность и открытость» и индексе «Вектор устойчивого развития».

Таким образом, успехи нефтяной компании в области соблюдения прав человека и устойчивого развития во многом связаны с деятельностью межрегиональной профсоюзной организации «Роснефть» (далее – МПО). Как показывают вышеупомянутые исследования, ее эффективность высоко оценивается как на российском, так и на мировом уровнях и как следствие представляет особый интерес для анализа среди прочих практик. 

МПО как объединяющий центр профсоюзных организаций, действующих в дочерних обществах «Роснефти», появился в 2008 году. В настоящий момент в него входят более 200 объединений, которые охватывают 71% всех работающих на предприятиях сотрудников (данные VI отчетно-выборной конференции МПО).

Активной вовлеченности сотрудников НК в профсоюзное движение способствует, прежде всего, внутренняя нормативно-правовая база, которая содержит множество документов, гарантирующих право сотрудников на консолидацию. Кроме того, головной офис неоднократно отмечал, что МПО является не просто внутренней структурой, нацеленной на защиту социально-трудовых прав и представление интересов членов работников «Роснефти», но «ответственным и надежным партнером».

Достоверность этих слов доказывает отчет МПО об итогах деятельности в период с 2015 по 2020 гг. Во-первых, за это время усилиями межрегиональной профсоюзной организации было внесено 113 изменений и дополнений в коллективные договоры, предусматривающие новые льготы и преимущества для сотрудников. Отмечается, что за последнее пятилетие развитие и совершенствование системы социального партнерства с НК представляли собой одну из важнейших задач для МПО.

Во-вторых, последовательная работа МПО в области промышленной безопасности и охраны труда только в 2019 году позволила выявить 3622 нарушения на предприятиях по итогам более тысячи совершенных проверок. Такие результаты имеют значение не только в масштабах НК, но и всей нефтяной отрасли с учетом того, что добывающие и обрабатывающие предприятия из года в год возглавляют антирейтинг Минтруда РФ по количеству производственных травм. 

И в-третьих, показательна эффективность межрегиональной профсоюзной организации «Роснефть» как консультативного органа, где ежедневно даются разъяснения работникам НК по возникающим вопросам через форму обратной связи. С этой целью в структурных организациях МПО работают 11 штатных правовых инспекторов труда, итоги деятельности которых – ежегодное сокращение количества конфликтных ситуаций по вопросам правоприменения. 

Нельзя не отметить, что после первой волны пандемии вице-президент «Роснефти» Алексей Артемьев выразил благодарность руководству МПО «за совместную с профсоюзом четкую и слаженную работу в сложных эпидемиологических условиях, а также за деятельность уполномоченных и технических инспекцией, позволившую не допустить спада производства и сохранить стабильный ритм работы всех предприятий». 

Если же аккумулировать известные факты, то за этими словами стоит, безусловно, успешный опыт НК по выходу из кризиса: отсутствие массовых увольнений и сокращений заработных плат в противовес мировому тренду, соблюдение санэпидемиологических предписаний, активные инвестиции в социально-значимые инициативы и т.д.

Уместно предположить, что во многом успешный антикризисный менеджмент, который был бы невозможен без конструктивного диалога со своими сотрудниками (в т.ч. организованного профсоюзами), позволил «Роснефти» возглавить новый рейтинг РБК 500, ранжирующий российские компании по экономической эффективности их работы.