Доклад СПЧ по итогам первой волны пандемии новой коронавирусной инфекции в РФ выявил несколько лакун в нормативно-правовой плоскости, в частности касающихся регулирования отношений между работодателем и сотрудниками. Так, один из выводов свидетельствует о недостатке эффективных механизмов для обжалования гражданами нарушений в области трудовых прав. 

В этой связи РАПСИ решило проанализировать опыт «Роснефти» – лучшей российской компании в области соблюдения прав человека по итогам 2019 года – и ответить на вопрос о том, какие корпоративные инструменты могут спасти бизнес в период мирового кризиса. 


С начала распространения COVID-19 на территории России прошло больше шести месяцев, на протяжении которых одной из наиболее актуальных задач для государства, бизнеса, правозащитников и общественности был поиск эффективных методов решения корпоративных конфликтов. Ведь одним из наиболее уязвимых слоев населения в период кризиса оказались именно трудящиеся. 

Причем данный вывод соответствует не только российским реалиям, где количество официально зарегистрированных безработных увеличилось с 727 тысяч до 3,6 миллиона человек. Мировому рынку труда предсказывают потерю 25 миллионов рабочих мест, сообщает Bloomberg со ссылкой на исследование International Labor Organization. 

Существенно повлиять на рост безработицы не смогли ни предостережения правительств о недопустимости увольнений в период пандемии, ни льготы для предпринимателей, ни даже государственная финансовая поддержка. Причем наиболее массовые увольнения инициировали отнюдь не представители малого и среднего бизнеса, а компании с мировым именем: Cirque du Soleil объявил о планах по сокращению 95% сотрудников, GE и Boeing – об увольнении 10%, а Sephora оставила без работы 3 тысячи сотрудников. 

Аналогичная тенденция наблюдалась и в мировом энергетическом секторе, когда падение цен на нефть вплоть до восемнадцатилетнего минимума, резкое снижение спроса и ограничительные меры вынудили многих крупных игроков – BP, Royall Dutch Shell, Chevron, Marathon Oil, Petrobras – анонсировать увольнения. 

В то же время российскому топливно-энергетическому комплексу удалось избежать такого развития событий: крупнейшие сервисы по поиску сотрудников (Работа.ру, HeadHunter) не наблюдали сокращения числа вакансий или роста количества освободившихся соискателей в нефтегазовой отрасли весной. Напротив, март отметился увеличением на 22% числа вакансий в сфере добычи углеводородов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. 


Александр Корчагин, руководитель Нефтегазстройпрофсоюза: 

«На сегодняшний день пока все относительно стабильно, серьезных жалоб со стороны работников нет: оплата труда - по графику, сокращения по «живому» не происходят».


В этой связи показательно, что экономический и рыночный кризисы практически не повлияли на динамику статистики увольнений в такой крупной компании как «Роснефть». Более того, пока другие компании оптимизировали затраты на сотрудников, «Роснефть» реализовала ряд поддерживающих работников решений, в частности предоставив многим из них возможность работать удаленно. 

Следует заметить, что причиной повышенных правовых гарантий у трудового коллектива «Роснефти» являются не финансовые возможности НК (у ряда указанных выше компаний, «оптимизировавших» численность сотрудников, экономические возможности не принципиально скромнее), а долгосрочная корпоративная стратегия. 

Иллюстрацией этому факту служат оценки экспертами политики НК в области соблюдения прав трудящихся. В частности, «Роснефть» продемонстрировала наилучший результат среди российских компаний в международном рейтинге CHRB (по соблюдению прав человека) по итогам 2019 года. Особенно были отмечены достижения НК в области предоставления средств правовой защиты своим сотрудникам и механизмов рассмотрения жалоб: «Роснефти» присвоено 2,9 балла, что на 0,6% выше среднего показателя по исследованию. 

Также экспертами выделяются другие институциональные механизмы, ограничивающие возможность изменять внутрикорпоративные отношения с работниками в зависимости от внешней конъюнктуры (даже в рамках чрезвычайных ситуаций): наличие инструментов правовой защиты, реагирование на предполагаемые нарушения прав человека и прозрачность информации. 

Другими словами, наиболее эффективной гарантией соблюдения прав работников в условиях фактически чрезвычайного положения и стали не требования законодательства (не сработавшие с другими компаниями), а жестко отлаженная система внутрикорпоративных правил.

Базовым фундаментом этих правил, по оценкам авторов исследования, стал Кодекс деловой и корпоративной этики, превратившийся в последние годы в единый регуляторный канал, доступный всем работникам. В документе, базирующемся на лучших международных практиках, сформулированы основы взаимодействия в коллективе и корпоративные ценности. 

Практическая эффективность Кодекса не вызывает сомнений в силу предупредительных действий компаний: «Роснефть» создала специальный почтовый адрес, на который любой желающий, в том числе посторонний для НК человек, может направить вопросы по применению и соблюдению документа. Необходимо отметить, что наличие специализированных контактов – от почтовых адресов до круглосуточных горячих линий – для решения самого широкого спектра вопросов, возникающих как из реальной необходимости, так и из любопытства, является одной из наиболее прогрессивных качеств политики компании. 

Помимо того, что существование подобных механизмов иллюстрирует открытость «Роснефти», воспринимаемую в мировом сообществе как один из главных признаков ответственности и демократичности партнера, это способствует и действенной защите прав сотрудников. Так, по итогам 2018 года на горячую линию НК поступило 88 обращений, преимущественно связанных с соблюдением трудового законодательства (26%), этическими нарушениями или вопросами прав человека (17%). Все они, как отмечает НК, были рассмотрены и разрешены. 

И хотя данные о работе горячей линии в 2020 году еще не были представлены, уместно предположить (в рамках сравнительного анализа с реакцией рабочих коллективов на пандемию и кризис в других компаниях), что возможность сотрудников из всех подразделений и региональных структур «Роснефти» обратиться напрямую в службу безопасности головного офиса позволила избежать компании внутреннего кризиса и разработать стратегию управления на период пандемии с учетом пожеланий коллектива. Как результат – отсутствие увольнений и сокращения заработных плат в противовес сформировавшейся мировой тенденции. 

Получается, что проблема отсутствия эффективных механизмов для обжалования гражданами нарушений в области трудовых прав, отмеченный Советом при президенте РФ по правам человека, может быть решена уже в настоящий момент. Только не через глобальную реформу федерального законодательства, а путем распространения опыта «Роснефти» на весь предпринимательский сектор (в частности, института горячей линии, усовершенствованном НК). 

Людмила Кленько