Несмотря на усилия российских властей по созданию благоприятных правовых условий для становления и развития предпринимательской деятельности в России после распада СССР, трудностей на этом пути оставалось предостаточно.

О процессе создания в девяностые годы законодательной базы для современного предпринимательства и специфически российских проблемах, препятствовавших его развитию, рассказывает в девятнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


На рубеже 1980-90-х годов советская экономическая наука и руководство страны стали осторожно продвигаться в решении проблемы: как совместить приверженность к социализму с включением в нашу экономику и в нашу действительность рыночных отношений.

С разрешением индивидуальной трудовой деятельности и созданием кооперативов в России снова, как в годы нэпа, появилась многоукладная экономика. Но отличие от эпохи 1920-х годов состояло в том, что к этому времени всем было очевидно, что социалистический уклад оказался самым малоэффективным сектором экономики. Это показали все 70 лет советской власти: в мировом масштабе социалистическая экономика проиграла в соревновании с рыночной.

Поэтому на этом этапе государство перестало искусственно поддерживать предприятия социалистической экономики, и они еще рельефнее продемонстрировали свою неэффективность. Эти предприятия, находящиеся в государственной собственности, продолжали выпускать некачественную и дорогую продукцию, не пользующуюся спросом на рынке. Без поддержки со стороны госбюджета они были объективно обречены.

И с 1990-1991 гг социально-экономический строй СССР начинает приобретать черты капитализма: легализуется частная собственность, образуются фондовый и валютный рынки, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа.

В принятых законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР признавалась многоукладность экономики с правом на частную собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику).

В Законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений или, наоборот, предоставления льгот предприятиям той или иной формы собственности.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) признал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками.

Этот закон определил общие правовые нормы создания предприятий разных форм собственности. Но в нем не были рассмотрены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не упомянуты кооперативы.

Дискриминация в отношении малых предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими размеры малых предприятий, постановление рассматривало организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых предприятий и созданию программ их развития.

Коренное преобразование сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку происходило в неблагоприятных условиях, к числу которых можно отнести:

· Не готовность самого общества к проводимым реформам.

· Слабая правовая база.

· Большая налоговая нагрузка.

· Усиливающаяся бюрократизация и коррумпированность общества.

· Криминализации общества.

· Отсутствие свободных финансовых средств.

· Высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам (их уровень достигал 220-360% годовых).

· Слабый инвестиционный рынок.

· Отсутствие государственной поддержки становления и развития предпринимательства и т.д.

· Большая инфляция, достигшая 840% в 1993 г.

С принятием законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1991 г. была создана законодательная база для современного предпринимательства.

На раннем этапе проводилась ваучерная приватизация; затем - выкуп предприятий работниками и менеджерами; со второй половины девяностых годов получил развитие такой метод приватизации, как продажа государственной собственности по конкурсу и на аукционах. К 2000 г. удельный вес приватизированных предприятий в ВВП в России составил 75%.

Конституция РФ 1993 года закрепила права частной собственности на землю и другие средства производства, права граждан России на занятие частным предпринимательством.

Принятие Гражданского кодекса в 1994 году знаменовало собой окончательное признание государством прав частных предпринимателей. Можно сказать, что буржуазия в России как класс снова возродилась, однако это слово не вернулось в оборот. Представителей «новой буржуазии» чаще всего называют бизнесменами или предпринимателями.

Законодательная база по защите прав предпринимателей в РФ постоянно совершенствуется, так как в ходе правоприменительной практики постоянно выявляются слабые места этой проблемы.

Согласно выработанному международному Индексу экономической свободы (Index of Economic Freedom), который подсчитывается на базе 12 параметров, РФ находится на 98 месте из 180 стран с показателем 58,9 (из 100). Интересно, что по всем 12 параметрам российские показатели сильно отличаются. Так по «свободе предпринимательства» Россия имеет довольно высокий балл – 78,4, но по защите прав собственности – всего 52,4. Особенно удручает показатель по параметру «свобода от коррупции», он составляет всего 36,6.

Таким образом, при наличии относительно нормальной правовой базы для предпринимательства в России центр тяжести проблемы защиты прав бизнесменов перемещается в сферу борьбы с проявлением коррупции.

В 2012 году в России была учреждена особая должность – Уполномоченный по защите прав предпринимателей, он назначается президентом России и отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 25 августа