В 2015 году ООН утвердила 17 целей в области устойчивого развития, касающихся социальной защиты, экологии, энергетики и права. На днях правительство России впервые представило доклад об успехах в реализации поставленных задач.

Однако достижение таких глобальных планов как ликвидация нищеты, гендерное равенство и сохранение ресурсов планеты требует значительной работы не только со стороны государства, но и бизнеса. В этой связи РАПСИ решило изучить, как энергетический сектор борется за права человека на примере ПАО «НК «Роснефть». 


По определению ООН, устойчивое развитие, к которому устремились мировые лидеры, направлено на соблюдение прав и интересов не только нынешних поколений, но и будущих. Для реализации этого было сформулировано 169 универсальных задач, достичь которые государства планируют к 2030 году. При этом все они взаимосвязаны и затрагивают три вектора эволюции: социальный, экономический и экологический. 

Прогресс стран в реализации этих целей иллюстрирует специальный показатель – Индекс прогресса по целям устойчивого развития (SDG Index), рассчитанный для 162 государств. Так, по итогам 2019 года Россия заняла 55-ое место, поднявшись при этом на семь пунктов за два отчетных периода.

Среди главных достижений, в том числе и за 2017-2019 годы, авторы российского доклада, составленного при участии аналитического центра при правительстве РФ, Минэкономики, МИДа, Росстата и т.д., отмечают уменьшение на полмиллиона человек количества людей, проживающих за чертой бедности. Кроме того, было повышено качество образования и зафиксирован рост ВВП, сокращение безработицы и расширение возможностей для малого и среднего предпринимательства. 

Однако упомянутые достижения России в области реализации ЦУР в большей степени относятся к результатам работы государственного аппарата, действующего совместно с бизнес-сообществом и гражданскими активистами. В то же время гораздо интереснее посмотреть на действия отдельного и крайне важного для экономики РФ сектора – энергетики – на примере крупнейшей нефтяной компании «Роснефть», изучив ее вклад в улучшение позиций государства в общемировом рейтинге. 

Забота об экологии в нефтедобыче 

В 2018 году совет директоров компании одобрил стратегию «Роснефти» в части приверженности ЦУР ООН, определив для себя пять стратегически приоритетных направлений: хорошее здоровье и благополучие, недорогостоящая и чистая энергия, достойная работа и экономический рост, борьба с изменениями климата, а также партнерство в интересах устойчивого развития. С учетом системообразующей роли в энергетической отрасли организация также заявила о своем намерении способствовать достижению и остальных 12 целей, принятых мировыми лидерами. 

С тех пор «Роснефть» ежегодно публикует свою публичную позицию относительно достижения этих задач, регулярно обновляя результаты своей деятельности и новые векторы развития. 

Так, определив своим приоритетом борьбу с изменениями климата и недорогостоящую чистую энергию, нефтяная компания выделила 300 миллиардов рублей на «зеленые» инвестиции в период с 2018 по 2022 гг. Таким образом «Роснефть» повысит объем состоявшихся инвестиций в экологию, которые составляли 240 миллиардов рублей. 

Стоит отметить, что финансирование экологических проектов уже принесло ощутимые дивиденды: в 2019 году нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти» на 11% уменьшили удельные выбросы парниковых газов от нефтепереработки, нефтехимии и реализации нефтепродуктов. Кроме того, в 2018 году компания на 46% сократила выбросы метана благодаря сокращению объемов рассеивания газа и при газлифтной добыче. 

Как отмечается на сайте «Роснефти», данные действия направлены на противодействие изменению климата и, как следствие, соответствуют одной из ЦУР. 

И хоть в рамках первых итогов, представленных Россией в ООН, не ясна роль конкретно взятой нефтяной компании, то очевидно, что ее экологическая корпоративная политика, как минимум, стимулирует другие предприятия следовать этому мировому тренду, а как максимум, формирует позитивный «зеленый» имидж страны на международной арене. Ведь в феврале этого года «Роснефть» вошла в число лидеров международного климатического рейтинга (CDP).

Достичь гендерного равенства в неженской профессии

Энергетическая отрасль в ее кадровой репрезентации любопытна как сфера, в которой на уровне простых сотрудников стереотипно существуют мужские (шахтеры, нефтяники, газовики, топ-менеджеры) и женские (операторы, диспетчеры, бухгалтеры,) профессии. Наличие проблемы неравенства в этой отрасли иллюстрирует и появление в России ассоциации «Женщины в энергетике» (Women in Energy), основными задачами которой являются объединение работниц топливно-энергетического комплекса и создание площадки для продвижения гендерного баланса в российской энергетике. 

В то же время НК «Роснефть», принявшая на себя обязательство по реализации ЦУР, выделяет в качестве одного из векторов развития стремление к созданию условий для комфортной работы и реализации потенциала каждого сотрудника. В документах компании отмечается, что она применяет единые прозрачные подходы к системе вознаграждения, мотивации, оценки кадров. 

Как иллюстрация стремления к сбалансированному гендерному составу сотрудников «Роснефть» приводит следующие данные. Так, в 2019 году доля женщин-сотрудников составила 32,3%, руководителей – 23,4%, топ-менеджеров и руководителей высшего звена – 13,5%. Непосредственно в правлении компании количество женщин составляет 18,2%. 

Уже имеющиеся данные иллюстрируют, что даже на современном этапе достижение гендерного баланса и преодоление стереотипов – посильная задача. Особенно очевидно это становится по итогам анализа крупнейшей компании российского ТЭК, работа в котором зачастую требует большей выносливости и физической силы, то есть качеств, стереотипно определяющих данный сектор как мужской. 

Корпоративные правила «Роснефти» могут рассматриваться как пример нормативного обеспечения достижения современного уровня по эффективной защите всех прав человека в российских условиях, включая особенности географии и ментальности. Полученные результаты при достаточно экстремальных обстоятельствах, в которых зачастую приходится работать компании, доказывают, что сегодня уже не существует объективных внешних ограничений, которые могли бы служить оправданием для отказа выполнять указанные правовые нормы.