Самая радикальная правовая реформа за все время существования абсолютной монархии в России – отмена крепостного права – стала прорывной и для процесса формирования класса буржуазии. Экономические интересы государства позволили крестьянам превратиться в «свободных сельских обывателей», а также расширили возможности других сословий. 

О том, как при правовой и финансовой поддержке государства возникла прослойка капиталистов-предпринимателей рассказывает в пятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Дело в том, что основным источником складывания предпринимательского слоя в стране было именно крестьянство. И крестьяне явочным порядком пополняли ряды нового класса и ранее. Но это были отдельные ручейки, пробивавшие местами плотину крепостного права и связанных с ним ограничений для свободного предпринимательства. 

Правительство под напором растущего капитализма и социально-экономических потребностей всего государства делало в данном отношении отдельные «послабления» для крестьян в правовой сфере, но этого к 1860-м годам XIX века было уже недостаточно.

Поэтому среди всех предпосылок назревшей реформы мы здесь выделим именно потребности развивающейся рыночной экономики, которая требовала допуска к занятиям предпринимательством больших масс новых субъектов права. И крестьяне должны были в новых свободных условиях обеспечить рост числа капиталистов, с одной стороны, а с другой - рост числа наемных работников. Ведь буржуазия, кроме своего юридического освобождения, нуждалась и в рынке свободной рабочей силы. И реформа по отмене крепостного права решала оба эти вопроса: из крестьян выходили как предприниматели, так и рабочие. Намного более интенсивно в России пошло формирование двух классов капиталистического общества.

При всей половинчатости и незавершенности реформы 1861 года она неизбежно влекла за собой поворот правовой и экономической политики правительства. Классовая основа ее оставалась во многом прежней, царизм опирался главным образом на дворянство. 

Власть стремилась к сохранению и укреплению политической власти и экономических привилегий помещиков, но для достижения этой цели в новых условиях вынуждена была активно способствовать экономическому развитию страны по пути капитализма, подводить новый социально-экономический базис под самодержавие.

В правовом отношении реформа нанесла ощутимый удар по сословному строю в России. Сословность русского общества ранее полностью предопределяла объем прав разных социальных категорий населения. 

Кульминацией развития сословной системы явился предыдущий XVIII век. Из четырех основных сословий: дворяне, горожане, духовенство и крестьяне – каждое наделялось определенными правами и исполняло определенные обязанности. 

Самым широким кругом прав пользовались дворяне, государство особо заботилось о защите их прав и интересов. Намного больше других были ограничены в правах крестьяне. Правоспособность крестьян была ограничена столь существенно, что нередко их называли «рабами». Реформа же привела к существенному сближению правового статуса представителей различных социальных групп.

Правоспособность крестьян была существенно расширена: из «почти рабов» они становились свободными людьми. Расширение крестьянской правосубъектности выражалось в предоставлении им целого ряда прав и возможностей. Нас здесь интересуют прежде всего те права, которые позволили крестьянам легально влиться в ряды буржуазии.

Сословия реформой не отменялись, но крестьяне теперь по закону могли «перечисляться в другие сословия», что создавало для них правовые условия для предпринимательства. Но даже оставаясь в прежнем сословии (теперь крестьяне назывались «свободными сельскими обывателями»), крестьяне получали свободу в области торгово-промышленной деятельности.

Теперь крестьяне-предприниматели могли заключать «законом дозволенные» договоры как с частными лицами, так и с казной. Согласно статье 23 закона, капиталисты из крестьян получали право «открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения». Они могли записываться в цехи, «производить ремесла» как в селениях, так и в городах, «вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие им подряды». Тем самым им были предоставлены права, предусмотренные Торговым и Промышленным уставами.

Исходя из интересов государства, его обороноспособности и стратегических геополитических планов, царское правительство не только создавало правовые основания для деятельности буржуазии, но и вынуждено было вступить на путь форсирования капиталистического развития страны методами непосредственного государственного вмешательства, что в целом было совершенно несвойственно периоду домонополистического капитализма на Западе. Базой государственного вмешательства было огромное в России государственно-капиталистическое хозяйство и крупнейшие для XIX в. военные расходы в мирное время.

Объектом форсированного развития были, в первую очередь, железные дороги и обслуживающие их отрасли тяжелой промышленности (производство рельсов, подвижного состава), предприятия военной промышленности, отдельные предприятия других отраслей тяжелой промышленности, а с 1890-х годов—создание самостоятельной металлургической базы в стране. 

Особая правовая и финансовая поддержка оказывалась частным банкам, сначала в годы их возникновения (1863—1873) в целях ускорения формирования капиталистической кредитной системы, а на последующих стадиях ее развития — для укрепления банков. Такая политика проводилась в период подъема и роста хозяйства и сменялась во время кризисов и застоя широкой поддержкой вплоть до сохранения искусственными мерами существования банкротившихся предприятий и банков.

Государство создавало льготные правовые условия и для привлечения средств из-за рубежа. На первом этапе усиленного железнодорожного строительства (1860—70-е годы) оно велось почти целиком за счет иностранных капиталов, но при решающем участии правительства в их привлечении — путем государственных займов, явных или прикрытых правовыми гарантиями правительства. 

Российские же учредители железнодорожных обществ почти бесконтрольно осуществляли строительство и эксплуатацию дорог с ничтожными собственными капиталами и колоссально обогащались за счет государственных средств. При этом правительство при введенной системе гарантий даже субсидировало убыточные железные дороги. 

Весьма существенной была в 1860—80-х годах роль государственного участия в образовании капиталов и даже управлении первыми крупными предприятиями новых отраслей тяжелой промышленности (передельная металлургия, транспортное машиностроение, военные заводы).

Так, при существенной правовой и финансовой поддержке государства возник целый слой российских капиталистов-предпринимателей в железнодорожном строительстве, в тяжелой промышленности, в банковской сфере. Эти отряды буржуазии своим обогащением во многом, а подчас и целиком были обязаны правительству.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 12 мая