Глава «Роснефти» Игорь Сечин охарактеризовал коронавирус как серьезную проблему, которую надо учитывать при балансировке мирового рынка. Но если о глобальном разрешении эпидемиологической ситуации говорить пока не приходится, то анализ инструментов управления в энергетическом секторе демонстрирует действующие варианты эффективных мер по купированию негативных последствий как пандемии, так и финансового кризиса.

РАПСИ на примере крупнейшей нефтекомпании разбирает социальные и правовые аспекты применения стратегии корпоративной социальной ответственности в актуальных условиях.


В современном менеджменте социально значимую активность организации, направленную на прозрачное решение общественно и экономически значимых вопросов, не входящих в прямые деловые компетенции компании, принято определять как корпоративную социальную ответственность (КСО). Под такого рода деятельностью, как правило, понимается широкий спектр задач, среди которых может быть забота о коллективе и экологии, создание равных условий труда для сотрудников с ограниченными возможностями, помощь местному сообществу и прочее.

Появившаяся еще в 1950-е годы данная концепция радикальным образом меняет роль корпораций, поскольку способствует восприятию бизнеса не только в качестве сектора, определяющего экономическое развитие, но и как института, участвующего в поддержании социальной стабильности.

Политику КСО можно воспринимать как инструмент для достижения устойчивого развития – процесса, обеспечивающего удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для потомков.

Разговор об устойчивом развитии особенно актуален ввиду начала мирового кризиса, обусловленного пандемией коронавируса, и его неизбежного, по данным Международного валютного фонда, влияния на глобальную экономику. Уже сейчас можно говорить о негативных последствиях для бизнеса из-за прекращения авиасообщения между крупнейшими государствами и закрытием границ, приостанавливающих, по сути, полностью работу отдельных экономических отраслей.

Однако в наиболее экстремальных условиях оказались компании углеводородной промышленности, что объясняется профильной корректировкой международного рынка нефти.

В этой связи особое значение приобретает анализ менеджмента, базирующегося на КСО, и его влияния на положение компании на рынке в условиях кризисной ситуации.

Развиваться и развивать

Компании, задействованные в добыче углеводородов, являются важной частью внутренней и внешней политики страны, а их деятельность формируется с учетом не только спроса на мировом рынке, но и стратегических интересов государства, направленных на выстраивание энергетического диалога с другими державами. Логично, что такие вводные ставят имидж власти и ее авторитет на международной арене в определенную зависимость от медийных образов крупнейших энергетических компаний.

Нормы КСО способствуют созданию имиджа организации, не зацикленной на получении прибыли, но инвестирующей средства в заботу о своих сотрудниках и экологии, регулярно выплачивающей налоги и ведущей прозрачный бизнес. А формирование соответствующего образа является залогом устойчивого развития предприятия в эпоху глобализации и демократизации современных политической, экономической и информационной систем.

О важности распространения стратегии КСО на все российское предпринимательство можно судить, исходя из активной стимуляции крупных компаний, а вместе с ними и малого бизнеса, на демонстрацию высоких показателей в области устойчивого развития по итогам независимой экспертной оценки.

Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы деловых кругов на внутрироссийском и международном уровнях, ежегодно составляет два индекса – индекс раскрытия информации «Ответственность и открытость» и индекс «Вектор устойчивого развития», отражающий динамику результативности деятельности компаний в сфере устойчивого развития и КСО. Последний, в частности, представляет особый интерес для анализа, так как показывает направление движений показателей публичной отчетности, отражает динамику экологической «цены» производства, а также оценивает вклад компании в общественное развитие.

Отчеты крупнейших российских компаний энергетического сектора регулярно становятся объектом скрупулёзного изучения аналитиков РСПП. В этой связи закономерным является рассмотрение опыта одного из постоянных флагманов по показателям обоих индексов – ПАО «НК «Роснефть».

На основании лидерских позиций компании можно делать выводы о том, что «Роснефть» придерживается политики признания социальной ответственности перед сотрудниками, членами их семей, населением регионов, в которых ведет свою деятельность, и обществом в целом. Это подтверждается и опубликованной на официальном сайте «Политикой компании в области устойчивого развития».


«Ориентирами в работе компании были и остаются высокие стандарты не только в производственной, но и в социальной сферах. Социальная направленность политики — один из залогов устойчивого развития, способствующий упрочнению репутации надежного и ответственного работодателя и партнера», — следует из описания перспектив развития и стратегии «Роснефти».


В документе выделяется семь направлений деятельности компании, отвечающих принципам КСО: взаимодействие с персоналом, бизнес-сообществом и социумом, предупреждение и ликвидация ЧС, повышение энергоэффективности и энергосбережение, научно-техническое развитие, а также промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды. Буквально каждому из них соответствует один или серия проектов предприятия, направленных на достижение результатов в соответствующей области.

Наглядным примером служит интенсивное взаимодействие «Роснефти» с научными подразделениями, заповедными зонами и национальными парками, а также экологически ориентированными НКО по исследованию и восстановлению экосистем самых северных территорий России – Арктики. Однако более известным проектом, пожалуй, является продолжительная работа компании по снижению объемов сжигания попутного нефтяного газа, который потребовал от предприятия более 125 миллиардов рублей инвестиций. Результатом стало развитие технологии, позволяющей сократить выбросы парниковых газов на 8 миллионов тонн до 2022 года.

В совершенно иных масштабах оценить затраты «Роснефти» на реализацию экологического аспекта КСО позволяют цифры уже состоявшихся инвестиций в сохранение и развитие окружающей среды (более 240 миллиардов рублей) и запланированные (около 300 миллиардов рублей).

Эволюцию социального потенциала компании гарантируют годами функционирующие молодежные проекты, среди которых – «Роснефть-классы», появившиеся в рамках трехступенчатой программы «Школа-Вуз-Предприятие», а также создание новых направлений нефтяной промышленности в техникумах и профессионально-технических колледжах.

Стоит также отметить детальное отражение расходов организации по интересующим общественность направлениям деятельности, что положительно сказывается на правовом имидже, демонстрируя информационную прозрачность.

Еще одним важным аспектом является ориентация одного из крупнейших в мире производителей нефти на соблюдение прав человека. Во исполнение этого основные документы «Роснефти» составлены в соответствии с российским и международным законодательством, а внутри организации действуют процедуры, целью которых является оперативное реагирование на жалобы и претензии. Ключевыми инструментами в этой области являются горячие линии по безопасности и деловой этике.

Триггер падения цен

Объявленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемия COVID-19 скорректировала деловую повестку всех компаний, даже тех, которые на первый взгляд никак не связаны с распространением вируса и его последствиями. При этом нельзя говорить только о негативных изменениях: очевидно, что в области фармацевтики, доставки, косметологии и продуктов питания наиболее крупные игроки смогут извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Прямо противоположные результаты ждут бизнес в туристической и гостиничной отраслях, а также в сфере перевозок.

Энергетический сектор, казалось, мог остаться на комфортной дистанции от происходящих событий, если бы не парализовавшая мировую экономику эпидемия. Одним из первых ощутимых результатов стало ограничение внутренних передвижений и, как следствие, падание спроса на нефтепродукты: первые пять недель в 2020 году нефтяные котировки непрестанно падали (вспышка вируса была зафиксирована раньше, в декабре 2019 года – прим. ред.).


«По реакции рынка видно, что негативный эффект влияния коронавируса на экономику является основным триггером падения котировок нефти», — заявил глава правительства РФ Михаил Мишустин 21 марта, на совещании по экономическим вопросам.


Помимо изменений на нефтяном рынке компаниям, задействованным в добыче углеводородов, пришлось реагировать и на события внутри страны: ограничение транспортного сообщения с другими государствами, закрытие границ РФ для иностранцев, рекомендации властей по переходу на дистанционные режимы обучения и работы, сокращение числа массовых мероприятий и их участников.

Для организации, чья система управления недостаточно гибка для принятия антикризисных мер, подобная ситуация создает массу проблем и может привести к ряду типовых ошибок со стороны менеджеров. Так, непродуманное сокращение затрат в сочетании с дальнейшим пребыванием сотрудников в офисе (по данным Kelly Services, только 42% компаний готовы организовать удаленную работу) ставит под угрозу как здоровье коллектива отдельного предприятия, так и всего общества в целом.

Оптимальным выглядит опыт компаний, следующих концепции КСО и, как следствие, видящих своей задачей заботу о сотрудниках, социуме и окружающей среде.

Уже в начале марта, то есть спустя три дня после первого зафиксированного в Москве заражения коронавирусом, «Роснефть» отчиталась об организации в офисах компании условий для профилактики распространения заболевания: установка в помещениях дозаторов с дезинфицирующими растворами, обеспечение работы специализированной медицинской техники и бесконтактных термометров, регулярная дезинфекция помещений, а также информирование сотрудников о мерах безопасности.

Для сравнения в большинстве московских заведений общественного питания антисептические средства – при соответствующих рекомендациях Роспотребнадзора от 26 февраля – появились только в середине марта.

Кроме того, в том же пресс-релизе «Роснефть» констатировала введение временных ограничений по направлению работников в зарубежные командировки. Этот шаг в очередной раз подтверждает главенствующий для компании принцип ответственности за результаты своей деятельности и ее направленность, ведь при фундаментальной значимости регулярных переговоров с зарубежными партнерами организация отказывается от выездов за рубеж не из-за появления каких-либо ультимативных требований государства, а по своей инициативе.

Показательна также и переориентация деятельности «Роснефти» в рамках развития доступных в нынешних условиях направлений: вместо заграничных командировок визиты главы компании в стратегически важные субъекты РФ, заключение договоров между российскими компаниями на оказание услуг, введение в эксплуатацию новых технологий и т.д.


«С моей точки зрения, коронавирус – действительно серьезная проблема, которую надо учитывать при балансировке рынка. Но также не надо драматизировать эти вещи. Китай, как мы видим, уже практически справился с тем развитием эпидемии, там идет очень позитивная динамика по выздоровлению, по снижению новых заражений. Поэтому, как мне кажется, определенное средство уже найдено, и это, действительно, изоляция», – прокомментировал Сечин ситуацию телеканалу «Россия-24».


Исходя из вышеописанного, становится очевидно, что именно реальная готовность организации по максимальной диверсификации своей деятельности демонстрирует ее стабильность в период кризиса, а также государственную и общественную значимость.