Трибунал вынес приговор по громкому делу против бывшего обер-прокурора синода при Николае II Александра Самарина и выдающегося юриста, магистра церковного права Николая Кузнецова, обвиняемых в контрреволюционном заговоре: обоих фигурантов приговорили к расстрелу, но применили к ним амнистию и окончательно постановили отправить их в концлагерь до окончания Гражданской войны.

Самарину и Кузнецову вменялось ложное обвинение представителей советской власти и плевание на череп преподобного Саввы при вскрытии его мощей, в отказе следовать декрету об отделении церкви от государства и другой антисоветской деятельности. Всего на скамье подсудимых находились 17 человек. 

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 17 января 1920 года.*


Приговор по делу А.Д. Самарина, Н.Д. Кузнецова и других

Вчера в Московском губернском трибунале закончилось громкое дело бывшего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина, бывшего профессора духовной академии Н. Д. Кузнецова, игумена Звенигородского монастыря Ионы, священника Цветкова и др., обвинявшихся в контрреволюционной деятельности в совете объединенных приходов, в провокации и дискредитировании звенигородских советских властей путем ложного их обвинения в плевании на череп преподобного Саввы при вскрытии его мощей 17 марта прошлого года.

Дело слушалось пять дней под председательством т. Смирнова, при членах суда т. Антонове и т. Гусеве.

В результате судебного следствия:

Граждане Самарин А. Д. и Кузнецов Н. Д. признаны трибуналом явными врагами Советской республики и приговорены к расстрелу, но, принимая во внимание ноябрьскую амнистию, трибунал постановил заменить им наказание заключением в концентрационный лагерь с принудительными работами вплоть до окончания гражданской войны.

Граждан Успенского, Цветкова и Фиргуфа (игумен Иона) приговорить к заключению под стражу на 15 лет, но, принимая во внимание амнистию, сократить срок заключения Цветкову и Ионе до 5-ти лет, а Успенскому, как человеку больному и старому, заменить наказание условным заключением.

Граждан Максимова, Тузова и иеромонаха Савву трибунал приговорил к 5-ти годам лишения свободы, сократив по амнистии срок заключения до 3-х лет.

Граждан Яницкого, Халанского и ризничего Ефрема трибунал признал виновными, но, в виду того же акта об амнистии, освободил.

Относительно скрывшихся от суда иеромонахов Иосифа, Иллиодора, казначея Евгения и священника Полозова дело выделено до их розыска.

После прочтения приговора председатель тов. Смирнов обратился к подсудимым с речью, в коей ярко отметил вредную сторону всей их деятельности.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены