В заключительном эпизоде своего расследования о правах ремесленников в разные периоды российской истории кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко рассказывает о легализации кустарей в последние годы существования СССР, а также о правовых возможностях индивидуальных предпринимателей в наше время. 


К середине восьмидесятых годов прошлого века в СССР назревал экономический и социально-политический кризис. Царившая в управлении хозяйственной жизнью страны командно-административная система выступала все более серьезным тормозом развития экономики. Сама правящая Коммунистическая партия назвала этот период «эпохой застоя». 

Разумеется, главной причиной застойного состояния народного хозяйства было отсутствие конкуренции и других рыночных механизмов. Монопольное положение предприятий, находившихся в руках единственного собственника – государства – не создавало необходимых стимулов для количественного роста и качественного совершенствования выпускаемой продукции. 

Списки дефицитных товаров становились все более длинными. И все более недопустимым на этом фоне выглядело ограничение и даже запрещение многих видов кустарного производства, способного смягчить остроту дефицита.  

Поэтому не случайно перестройка экономической жизни в СССР началась именно с разрешения населению заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. 19 ноября 1986 года Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», который вступил в силу с 1 мая 1987 года. 

Согласно этому закону, открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».

Это еще не была полная свобода частного предпринимательства и единоличного кустарного производства. А лишь первые, довольно робкие шаги в предоставлении некоторых прав ремесленникам, производившим очень нужные народу изделия. 

Власть рассматривала данные меры как создание условий для «получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда». Иначе говоря, кустарными ремеслами можно было заниматься лишь в «свободное от основной работы время», т.е. все участвующее в таком производстве должны были обязательно трудиться на каком-либо государственном предприятии. 

«Безработным», так именовались те, кто не был официально трудоустроен и не принимал участие в «общественном производстве», работать в этой сфере категорически запрещалось. Против тех, кто пытался заниматься кустарным производством все свое время, т.е. исключительно и профессионально, применяли закон о тунеядстве. Исключение делалось для студентов, пенсионеров, инвалидов и домохозяек.

Таким образом, небольшой шаг по расширению прав кустарей был сделан, но с большими оговорками, с существенными ограничениями, в строго определенных сферах. Категорически запрещалось использование наёмного труда. 

Социалистический образ мышления по-прежнему явно доминировал у законодателя. Допущение частного предпринимательства понималось как отступление от идеалов социализма, как уступка капиталистическим элементам в социальной структуре советского общества. 

А ведь главный идеолог перестройки Михаил Горбачев выступал в это время всё еще с лозунгом «Больше социализма». Поэтому в новом «разрешительном» законе можно увидеть и прежнее отрицательное отношение властей к «частникам». Опасаясь значительного развития частного предпринимательства, кустарей облагали налогами, доходившими до 65% от их доходов. 

Декларативным выглядело положение закона, в котором исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов предписывалось оказывать частным предпринимателям содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, необходимого для работы.

Однако логика задуманной перестройки народного хозяйства требовала и дальнейших шагов в области законодательства и расширения прав кустарей и предпринимателей. И 5 февраля 1987 года Советом Министров СССР было принято постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 

Согласно данному постановлению, использование наёмного труда в кооперативах также не допускалось, поэтому речь по замыслу шла опять-таки об индивидуальной трудовой деятельности, включая кустарно-ремесленное производство.

Несмотря на легализацию частного сектора, правящая партия во многом продолжала воспринимать кооператоров как классовых врагов. 14 марта 1988 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о прогрессивном налогообложении кооператоров, посредством которого планировалось,  «изъятие определённых сверхдоходов» у советских кооператоров, причем под сверхдоходами имелась в виду сумма, превышающая «две с половиной средние зарплаты».

Затем 26 мая 1988 года был принят Закон «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Подобные полумеры в части предоставление всё новых и новых, но все же ограниченных прав кустарям-ремесленникам, продолжались до начала девяностых годов. 

После принципиальных изменений в политическом устройстве государства и создания российской государственности были сделаны решительные шаги по переводу экономики России на рельсы рыночного хозяйства. В Гражданском кодексе РФ были закреплены права индивидуальных предпринимателей, включая кустарей-ремесленников. 

Теперь они имеют право свободно заниматься производством своих изделий на рынок и по заказу, не образуя юридического лица. Для такого занятия достаточно пройти государственную регистрацию. К предпринимательской деятельности граждан, занимающихся кустарным ремеслом, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Статус индивидуального предпринимателя позволяет кустарю создавать свое производство, а также ликвидировать его по весьма упрощенным процедурам. Свою выручку от продажи произведенных товаров частник использует по своему усмотрению. Кустари освобождаются от налогов на имущество, используемое в их производственной деятельности. 

По сравнению с коммерческими фирмами ремесленник, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, имеет право вести учет результатов хозяйственной деятельности по упрощенной схеме. По такой же упрощенной схеме он может предоставлять внешнюю отчетность. Даже печать во многих случаях может не использоваться кустарем. 

Несмотря на значительный прогресс в деле защиты интересов кустарей, остаются отдельные проблемы, требующие своего разрешения. Так, можно отметить недостаточную правовую защищённость кустарей при временной нетрудоспособности. Пособие в подобной ситуации ремесленникам платится только в размере федерального МРОТ и только в случае, если предприниматель заплатил в предыдущем году соответствующий взнос. 

При этом от уплаты взносов в пенсионный фонд предприниматель не освобождается даже в случае серьёзной нетрудоспособности, при которой физически не может подать заявление о прекращении деятельности. 

Таким образом, полученные в новое время частными кустарями свободы и права способствуют развитию мелкого частного предпринимательства в России. По сравнению с порядками, царившими в СССР, это большой правовой прорыв. В настоящее время продолжается совершенствование федерального законодательства в этой части. Устраняются лишние препятствия в целях более свободной деятельности кустарей, предпринимаются шаги по защите прав ремесленников.

Начало серии материалов о правах казачьего сословия читайте на сайте РАПСИ 26 ноября