Пять лет назад началась публикация дневников и записных книжек немецкого философа Мартина Хайдеггера «Черные тетради». Почти сразу за их перевод взялись в России, и в 2016 году первые тома были опубликованы в Издательстве института Гайдара. Содержание этих работ выходит далеко за узко философские темы. В них можно найти оправдание нацизма, антисемитские высказывания и другие признаки запрещенной в России литературы.

В связи со 130-летней годовщиной рождения Хайдеггера РАПСИ начинает цикл публикаций, в котором будет разобрана допустимость и целесообразность распространения подобного рода текстов, а также правовой контекст и значение работ философа.


Подавляющее большинство послевоенных философских течений развивалось под воздействием работ Мартина Хайдеггера: экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм, экофеминизм и различные направления в психологии, теологии, литературе. Французский мыслитель Ален Бадью сказал, что Хайдеггер — последний философ, чья важность неоспорима. Александр Дугин назвал его «последним богом».

Однако публикации дневников и записных книжек Хайдеггера под названием «Черные тетради» затмили его неоспоримое философское значение и поставили на повестку дня ряд правовых вопросов, ответы на которые могут оказаться крайне важны даже для тех, кто никогда не слышал имени немецкого мыслителя. 

1. Граница между ученым и преступником. Могут ли публично изучаться труды мыслителя, придерживавшегося взглядов, которые ныне признаны противозаконными? Как предотвратить риск превращения этически сомнительных мест из его работ в инструмент пропаганды и руководства к действию?

2. Значение хронологической актуализации. Что могут извлечь из философских работ первой половины прошлого века наши современники: полезного и деструктивного? Гуманитарные науки призывают судить автора по законам его времени, однако настаивают на чтении их только в интерпретации, соответствующей актуальному контексту: какой смысл приобретают общественные идеи Хайдеггера, если удалить их нацистские корни и пересадить на современную почву?

3. Значение географической актуализации. Хайдеггер в своих работах и политической активности использовал опасные инструменты, имеющие русские аналоги: в частности, отстаиваемый им «фюрер-принцип» практически равен советскому «культу личности». Может ли помочь анализ интеллектуальной работы Хайдеггера в интересах нацизма, а также выявление противоядия результатам этой работы обнаружить новые аспекты в природе сталинизма и предотвратить его реванш/повторение? 

4. Преступления мысли. Если признать Хайдеггера преступником, вероятно, он окажется самым высокоинтеллектуальным злодеем новейшей эпохи. Признавая преступлением философские идеи, деятельность Хайдеггера предоставляет исключительно важную возможность понять, что сейчас следует признать неприемлемым на онтологическом уровне. Появления каких новых этико-правовых норм следует ожидать при дальнейшей гуманизации общества?

5. Истоки постправды. Хайдеггер как публичный философ выступал с лекциями и пытался повлиять на переустройство университета, страны, Европы, мирового бытия. Поэтому в его работах можно обнаружить элементы интеллектуальной пропаганды, некоторые из которых эффективны поныне: поможет ли изучение политически ориентированных работ Хайдеггера обезвредить их современные инкарнации? Нацистский период философа был тесно связан с университетской работой, в своих студентах он видел политических акторов: следует ли изучать тексты Хайдеггера этого периода современным студентам, политизированность которых сегодня сопоставима с ситуацией 1930-40-х?

Мы попросили специалистов в разных областях ответить на один из этих пяти вопросов, показавшихся нам наиболее важными в правовом контексте современной эпохи. Еженедельно на сайте РАПСИ будут публиковаться материалы со всесторонним разбором авторов, придерживающихся различных взглядов на проблему Хайдеггера.