Президент России Владимир Путин подписал указ об упрощенном получении российских паспортов жителями отдельных районов Луганской и Донецкой областей Украины. Высказываются предположения, что данный указ может служить ответом на противоправные заявления новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского. 

РАПСИ попросило экспертов прокомментировать правовой контекст этого решения и оценить перспективы развития ситуации. 


Указ Владимира Путина фактически является воплощением в жизнь закона, принятого Госдумой в октябре 2018 года. Он упрощал получение гражданства для лиц, «приехавших в Россию из стран, где они преследовались властями по политическим и иным мотивам, где произошли государственные перевороты, вооруженные конфликты или другие чрезвычайные ситуации». Вполне очевидно, что нынешняя ситуация на Востоке Украины полностью подходит под это определение. 

Теперь для получения российского гражданства жителям самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик нужно будет подать заявление в территориальные органы российского МВД и приложить к нему копию уже имеющегося паспорта другого государства. Рассмотрение документов должно занять не более трех месяцев.

Ряд экспертов отмечает, что подписание указа именно сейчас могло стать реакцией на проявленное новоизбранным президентом Украины нежелание соблюдать Минские соглашения.

«Высказанные Владимиром Зеленским политические анонсы о том, что он не намерен предоставлять особого статуса Донецкой и Луганской областям Украины и амнистию участникам конфликта на этих территориях, прямо противоречат пункту 11 и Примечанию № 1 ко Второму Минскому соглашению (Комплекс мер по выполнению Минских соглашений) от 11-12 февраля 2015 года», — объясняет правовое значение заявлений Зеленского адвокат Александр Зорин. — «В них прямо определено принятие постоянного законодательства об особом статусе этих территорий, конституционная реформа с ключевым элементом децентрализации, освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в этих районах».


Адвокат Александр Зорин:

«Очевидно, что такие заявления избранного президента Украины свидетельствуют о том, что новое руководство страны не намерено соблюдать Минские соглашения, а при том обстоятельстве, что с 24 февраля 2018 г. действует Закон Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который также исключает возможность переговоров властей Украины с представителями Донбасса, не предусматривает никакого особого статуса для этих территорий, никакой амнистии для участников конфликта на Юго-Востоке Украины. Принимать в этом регионе страны меры для улучшения ситуации с нарушением прав человека и гражданина без применения военной силы Владимир Зеленский явно не собирается».


С данной позицией абсолютно согласен политолог Юрий Самонкин: «Действия президента России по упрощению получения российских паспортов жителями Донецкой и Луганской областей является зеркальным ответом на антиконструктив Киева, который на протяжении пяти лет ведет агрессивную политику в отношении Юго-Востока страны, начиная от экономической блокады и заканчивая невыполнением Минских соглашений, где прописаны нормы особого статуса и полной амнистии, отвод тяжёлого вооружения от линий соприкосновения и закрепления этих правил в самой Конституции Украины». 

В этой связи, по словам адвоката Зорина, «адекватным ответом гуманитарного характера в целях защиты прав и свобод человека и гражданина стало предоставление возможности упрощения получения российского гражданства для жителей ДНР и ЛНР, которое в случае ее реализации позволит в соответствии с частью 1 статьи 13 УК РФ избежать их выдачи правоохранительным органам Украины при совершении провокационных попыток объективного вменения, то есть уголовной ответственности за невиновное причинение вреда за участие в конфликте на Юго-Востоке Украины». 

Кроме того, Зорин отмечает, что приобретение российского гражданства позволит лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, «приобрести большинство конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая политические права и право на свободу передвижения по миру, в которых многие из них фактически были попраны из-за репрессивных действий высших властей Украины».

«Жители ЛДНР уже 5 лет живут в подвешенном состоянии, их права на медицинское и иное обеспечение не соблюдаются. Украина вместо выполнения Минских соглашений делала все, чтобы республики не хотели возвращаться в ее состав», — добавляет к этому тезису юрист, член Общественной палаты РФ Илья Ремесло.

«Широко известны заявления Зеленского, где он оскорбляет защитников Донбасса. Зеленский также устраивал концерты для украинских нацбатальонов и поддерживал их. Все это говорит о том, что не следует переоценивать стремление Зеленского к миру и соблюдению Минских соглашений», — напоминает Ремесло, который, впрочем, считает, что решение президента России «лишь отчасти связано с действиями Владимира Зеленского». 

Имеются и альтернативные мнения на данный счет. Например, политолог, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев отмечает, что внешняя политика такого крупного серьезного государства, как Россия, «от которого зависит многое в этом мире, одного из членов Совета Безопасности ООН, конечно, не диктуется тем, что заявляет или не заявляет кандидат в президенты или даже президент такого falestate — несостоявшегося государства — как Украина». 

«Вопрос предоставления ускоренного гражданства для жителей ДНР, ЛНР, а равно как и других бывших соотечественников, серьезный. Он прорабатывался с миграционными службами, где не все так просто в вопросе количества квот и граждан, которых мы можем принять, адаптировать, предоставить им права, гарантии. Нужно понимать, что за каждым новым российским паспортом стоит огромное количество обязанностей со стороны нашего государства. Поэтому, естественно, все считается, рассчитывается, когда наш бюджет позволяет. Соответственно, миграционная служба, Минфин и прочие ведомства готовят соответствующие заключения. Еще Зеленского никакого не было, а этот вопрос уже прорабатывался и два года назад, и три года назад», — поясняет Матвейчев.

Несколько расходясь в трактовке причин принятия данного решение именно сейчас, эксперты солидарны в его правовой оценке, акцентируя внимание на большой позитивной роли указа в судьбе притесняемых категорий населения. 

Адвокат Алексей Михальчик считает указ президента РФ «давно ожидаемым» и назревшим решением: «Мне приходилось сталкиваться с тем, что беженцы из этих непризнанных республик встречают серьезные затруднения при легализации на территории Российской Федерации. Существовали осложнения при получении статуса беженца, гражданства РФ, несмотря на очевидное желание этих людей, пострадавших от военных действий. Я думаю, что данное решение вполне укладывается в логику действий России по отношению к этим республикам».

Адвокат Зорин напоминает, что «получение паспорта — право, а не обязанность». 

«Анализируя Указ Президента РФ следует сфокусировать внимание на заложенной в его правовой природе диспозитивности для субъектов отношений по оформлению гражданства в упрощенном порядке, из которой следует, что постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62‑ФЗ «О гражданстве РФ», — объясняет правовое значение указа Зорин. 

В этой связи адвокат называет заявления Зеленского о том, что якобы указ президента России нарушает Минские соглашения несостоятельными, «поскольку они не запрещают правовое регулирование вопросов гражданства на территории России. Подавать заявления о приеме в гражданство РФ указанная категория лиц вовсе не обязана, а вправе, что опровергает доводы украинских властей о незаконности выдачи российских паспортов, поскольку данные процедуры, наоборот, проводятся в рамках правового поля — ФЗ «О гражданстве РФ», — объясняет Зорин.

По поводу дальнейших перспектив развития ситуации эксперты высказали ряд альтернативных предположений. 

Ремесло считает, что «Минские соглашения не оправдали ожиданий». «Реализовать их сейчас со стороны Украины означает пойти против значительной агрессивной части украинского общества, которое так и не поняло, что они сами виноваты в своих проблемах. Поэтому я полагаю, что Зеленский после безуспешных попыток что-то изменить пойдет дорогой Порошенко, то есть будет разыгрывать карту «агрессора», — предполагает юрист. 

Несколько вариантов решения вопроса о судьбе ДНР и ЛНР видит Матвейчев. В любом случае, уверен политолог, Украине нужно начинать с извинений перед жителями этих областей, «которые они должны принести на официальном уровне, за убитых людей, за бомбежки мирных кварталов», он считает обязательным возбуждение уголовных дел против тех, кто осуществлял такие действия, и пр. Матвейчев признает, «что в нынешней внутриполитической ситуации на Украине никто на это не пойдет», поэтому здесь вопрос тупиковый и ситуация может законсервироваться как минимум на 25 лет, подобно приднестровскому сценарию. 

Настолько же пессимистичных взглядов придерживается и политолог Самонкин: «На мой взгляд, избранный президент Зеленский, будет отнюдь не миротворцем, а продолжателем курса постмайданной власти, которая по-прежнему не заинтересована в мирном решении данного конфликта и векторности сближения с ЕС». По мнению Самонкина, спекуляции на теме якобы российской военной агрессии могут быть выгодны олигархическим группировкам, которые стоят за Зеленским и разрушают в своих интересах экономику Украины.