Подготовлен новый декрет об обучении воинскому делу всех тружеников, рабочих и крестьян в возрасте от 16 до 40 лет. Все граждане обязаны пройти военные курсы в течение 96 часов — по два часа в день. Кто не явится на обучение, будет доставлен на курсы принудительно. Власти рассчитывают, что в случае угрозы республике, реализация декрета даст возможность призвать в ряды армии около двух миллионов обученных воинскому делу человек.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 14 июня 1918 года*


Всенародное воинское обучение. Беседа с главным заведующим отделом всеобщего военного обучения Г.Д. Стамбо.

На ближайших днях будет объявлен декрет, призывающий всех рабочих, крестьян и трудовые массы к обучению воинскому делу.

Вслед за изданием декрета трудовой народ будет привлечен к исполнению своего гражданского долга.

Военному обучению подвергнутся решительно все без исключения трудовые граждане российской федеративной республики в возрасте от 16 до 40 лет.

В данное время в уездных комиссариатах Петроградского округа кипит лихорадочная работа по подготовке к призыву народных масс к ружью.

К тем лицам, которые почему-либо не явятся добровольно, будет применена система принудительного набора.

Должен упомянуть, что проектируемое воинское обучение ничего не будет иметь общего со старым казарменным обучением. Граждане для подготовки к военному строю будут заниматься два часа в день, после чего они освобождены на все четыре стороны до следующего часа занятий.

Весь курс обучения проходится в 96 часов, что при разверстке на дни продолжится полтора месяца.

По окончании курса каждому из прошедших военный строй будет выдано свидетельство, с получением которого гражданин берется на учет при местном Совете.

При угрозе Советской республике все граждане будут призваны под ружье.

Вся русская армия, построенная на принципе всеобщего воинского обучения, может дать при благоприятных обстоятельствах около двух миллионов штыков.

(Новая Петроградская газета)

Бывшие

Теперь все оказываются бывшими, о ком ни заговори. Бывшие великие князья, бывшие министры, бывшие члены государственного совета, бывшие сенаторы…

И действительно, бывшие занимаются совершенно не своим делом.

Компания бывших сенаторов занята починкой галош.

Бывшие генералы частью продают газеты, частью безработные. Некоторые пенсию получают, но на пенсию в настоящее время прокормиться невозможно. Продают звезды, голодают…

Бывшие офицеры, георгиевские кавалеры, продают на улицах газеты, торгуют в табачных магазинах, набивают папиросы, гильзы и прочее.

Бывшие солдаты, бывшие защитники родины, торгуют на улице всякими товарами, с яркой очевидностью беспардонной спекуляции и мародерства.

Бывшие юристы голодают, изредка выступая перед революционным трибуналом.

Бывшие дамы продают на улицах печенье, сандвичи, газеты, торгуют в комиссионных магазинах всякими старинными и просто старыми вещами, до галстуков включительно.

Бывшие рабочие… На бывших фабриках и заводах работают только говорильные машины. Фабрикуются только резолюции. Трудящихся нет, а безработные на особом попечении.

Бывшие газеты превратились в копилки маленьких великих мыслей и мелких курьезов, за недостатком места и уверенности, что именно можно печатать и чего нельзя.

Бывшие социалисты-большевики властвуют вовсю и всеми способами доказывают, как нелепы у власти люди, отрицающие сам принцип власти и привыкшие к полной безответственности.

Бывшая свобода обратилась в самое гнусное рабство. Личность настолько свободна, что арестовывают всякого, не объявляя причины, посылают в тюрьму держат там недели и месяцы, не предъявляя никаких обвинений… Неприкосновенность жилищ столь полна, что обыски производятся постоянно у кого угодно, без объяснения причин и указания возникших обвинений, но зато большею частью с выемками.

Бывшие крестьяне теперь обратились в мародеров и в мелких буржуев, не желающих давать городам хлеб. Приходится силой его брать.

Бывший хлеб только пахнет теперь хлебом, при восьмушке в день на человека.

Бывший общественный порядок выродился в невозможность вечером выйти на улицу, чтобы не ограбили.

И сама бывшая Россия, ныне советская федеративная республика, уже растеряла своих федеративных союзников.

(Новый вечерний час)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены